Подконтрольная РЖД компания получит право эксплуатации трассы Москва — Петербург

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Конкурс на эксплуатацию трассы Москва — Петербург за 6 млрд рублей не состоялся: заявку подала лишь одна компания, подконтрольная РЖД. Но контракт все равно достанется ей.

Госкомпания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") в августе объявила тендер на право эксплуатации платной трассы М–11. Победитель на 10 лет получит в управление строящиеся участки дороги в Московской (58–149–й км), Тверской (208–258–й км) и Новгородской (334–543–й км) областях. Цена контракта — 5,99 млрд рублей. На конкурс была подана только одна заявка — от ООО "Объединенные системы сбора платы" (ОССП), и торги признали несостоявшимися.
ОССП принадлежит "Хайвэй оперэйшнс Б. И." (Нидерланды), учрежденному российским "Мостотрестом" и французской Vinci. Ранее "Мостотрест" принадлежал структурам миллиардера Аркадия Ротенберга и его сына Игоря (последний — также совладелец компании "РТ–Инвест Транспортные системы" — оператора системы взимания платы с грузовиков "Платон"). В 2015 году владельцем "Мостотреста" стала компания "ТФК–финанс", аффилированная с подконтрольным ПАО "РЖД" пенсионным фондом "Благосостояние".
ОССП не новичок на дорожном рынке: в ее управлении платные участки трассы М–4 "Дон", М–2 "Украина", она взимает плату на развязке М–11 с дорогой в аэропорт Шереметьево.
Поэтому, скорее всего, именно ОССП достанется контракт на эксплуатацию остальных участков М–11, предполагают опрошенные "ДП" эксперты.
Чтобы войти на этот рынок, компания должна быть способна ввести единую систему сбора платы, а это под силу только крупной компании, считает Алексей Ефанов из консалтинговой группы "НЭО Центр".
Нужно учесть, что в дальнейшем сбор платы на трассе М–11 будет не только единым, но и безостановочным — без шлагбаумов. Это влечет за собой дополнительные затраты и риски оператора, следовательно, дополнительные требования к его надежности, рассуждает Алексей Епифанов. Значит, конкурсы и дальше будут формироваться с прицелом на ведущих игроков рынка операторов платных дорог.
"К сожалению, пока главным гарантом надежности фирмы является ее аффилированность с государством, что зачастую и предопределяет выбор в конкурсах на эксплуатацию объектов", — признает эксперт.
Глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов добавляет: раздавать участки одной магистрали в управление разным компаниям нецелесообразно. Он напомнил, что до недавнего времени управлением петербургской КАД занимались разные структуры: ФКУ "ДСТО "Санкт–Петербург" и ФКУ "Севзапуправтодор". Из–за этого нередко возникали проблемы, например, эти организации закупали программное обеспечение разных производителей, и приходилось его состыковывать. Лишь в апреле 2017 года эти организации объединили в ФКУ "Упрдор "Северо–Запад".