Клики радости. На Северо–Западе интернет–торговля растет в 1,5 раза быстрее, чем в среднем по стране

На Северо–Западе интернет–торговля растет в 1,5 раза быстрее, чем в целом по стране: плюс 32% по итогам первого полугодия. Рост обеспечен в первую очередь активностью зарубежных ретейлеров, которых российские игроки предлагают обложить спецналогом.

По итогам первого полугодия 2017 года интернет–торговля Северо–Запада росла быстрее, чем в целом по России. Так, оборот e–commerce в СЗФО за этот срок увеличился на 32%, в то время как объем рынка интернет–торговли в России — на 22%. Петербург — второй по величине рынок интернет–торговли в стране после Москвы. Одна из причин резкого роста (кроме отложенного спроса) — выход в Интернет офлайновых ретейлеров, многие из которых обзавелись своими интернет–магазинами. Однако рост российского сегмента e–commerce может остановиться, если федеральные власти не ограничат работу зарубежных гигантов.

Петербургская сеть по доставке еды "Dostaевский" потратит 500 млн рублей на развитие в столице

Петербургская сеть по доставке еды "Dostaевский" потратит 500 млн рублей на развитие в столице

1240
Амера Карлос

Северо–Запад засел в Интернете

Увеличившись на 22% в первом полугодии 2017 года по сравнению аналогичным периодом 2016 года, объем российского рынка e–commerce составил 498 млрд рублей. Рынок СЗФО на фоне остальных регионов демонстрирует еще более впечатляющую динамику роста: прибавив 32% по сравнению с первым полугодием 2016 года, он достиг 75,9 млрд рублей. Таким образом, регионы СЗФО увеличили свою долю в общем объеме рынка интернет–торговли в РФ с 14,3 до 15,3%, подсчитали в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ).

Доля трансграничной торговли в СЗФО составляет 36,5%, она немного выше, чем в среднем по РФ (35,6%). Львиная доля продаж в Интернете здесь ожидаемо приходится на Петербург — 53,6 млрд рублей (70% рынка интернет–торговли в СЗФО). Это не первый громкий рекорд региона на данном направлении.

Так, в I квартале 2017 года автоматизированный сортировочный центр в Петербурге обработал 1,9 млн входящих посылок и бандеролей из–за рубежа, что оказалось на 88% больше, чем за I квартал 2016–го. В целом по стране рост был только 50,7%, подсчитала "Почта России".

В АКИТ предполагают, что динамика рынка интернет–торговли в СЗФО может быть связана с тем, что наш регион наряду с московским — один из лидеров по количеству интернет–магазинов в стране. В нем представлены все крупные федеральные сети, имеющие онлайн–представительства.

Президент АКИТ Алексей Федоров поясняет, что продажи интернет–торговцев Москвы в этом году упали, так как из–за невыгодного курса рубля к доллару город продолжали покидать трудовые мигранты (на их долю приходилось значительное число покупок). Отток этой категории покупателей в Петербурге оказался менее заметен. Еще одна причина роста Петербурга — появление интернет–магазинов у многих офлайновых петербургских сетей.

Роспотребнадзор предложил создать реестр интернет-магазинов

Роспотребнадзор предложил создать реестр интернет-магазинов

107

В "Евросети" говорят, что Северо–Запад входит у них в тройку лидеров по росту товарной выручки (компания продает и финансовые услуги) после Поволжского и Уральского федеральных округов. В первом полугодии этого года рост составил 54%. "Рост спроса на онлайн–покупки мы связываем с увеличением числа интернет–пользователей, с выгодными акциями, например возможностью через Интернет взять дорогостоящие девайсы в рассрочку", — говорит управляющий Северо–Западным филиалом "Евросети" Марина Савкина.

По оценке интернет–магазина "Фотосклад", продажи на Северо–Западе растут быстрее, чем в Центральном округе: 22% против 10%. "Это связано с тем, что в Москве более ожесточенная конкуренция, но ситуация очень быстро меняется, и, возможно, через год Москва обгонит Петербург", — поясняют в компании. У сети "Ситилинк" Северо–Запад в первом полугодии стал одним из лидеров роста (более чем на 30%). "Особенно впечатляющими выглядят майские показатели. В конце весны мы наблюдали всплеск продаж по всем регионам нашего присутствия (+50% в деньгах), в том числе и в петербургском подразделении, где оборот в мае вырос на 51%", — отметили в "Ситилинке".

Китай доставляет

Самыми популярными товарными категориями у россиян как в российских, так и в зарубежных интернет–магазинах являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом в российских онлайн–магазинах доля одежды и обуви составляет 26%, а в зарубежных — 38%.

Хорошие темпы роста российского рынка e–commerce во многом обеспечивают зарубежные гиганты AliExpress, Amazon и eBay, что ставит под удар работу отечественных интернет–магазинов.

Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае: доля отправлений из этой страны составляет 90% (см. "Затраты россиян..."). При этом в денежном выражении на Китай приходится 52% совершенных покупок, на Евросоюз — 23%, США — 12%.

Количество входящих международных отправлений с товарным вложением в первом полугодии выросло на 49%, до 152 млн штук. АКИТ ожидает, что в 2017 году их количество вырастет более чем вдвое — до 400 млн штук.

Объем трансграничного сегмента интернет–торговли в России в первом полугодии этого года вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого, до 178 млрд рублей. Таким образом, доля такой торговли, не облагаемой налогами по российским законам, по результатам первого полугодия 2017 года составила 35,7% от общего объема российского рынка e–commerce.

Жить осталось 2 года

Неравная конкуренция с зарубежными интернет–магазинами — главная головная боль отечественных продавцов: зарубежные игроки, в отличие от российских, не платят НДС и ввозные таможенные пошлины (при реализации товаров стоимостью до 1 тыс. евро и весом до 31 кг).

"Глядя на график роста доли трансграничной торговли, становится очевидно, что российскому e–commerce осталось жить ровно 2 года", — пессимистично настроен Алексей Федоров.

Петербургские компании борются с такой ситуацией по–разному.

Например, "Фотосклад" открыл складско–логистический центр в Хельсинки, чтобы работать в равных условиях с заграничными ретейлерами. Новый склад даст возможность снизить цены в российском интернет–магазине компании на 35–45%.

В конце прошлой недели появилась информация о возможном решении этого вопроса. В правительстве обсуждают предложение российских онлайн–ретейлеров ввести налог для их иностранных конкурентов, включая AliExpress, Amazon и eBay, по принципу "налога на Google". Сайты компаний, которые откажутся его платить, могут быть заблокированы через Роскомнадзор, следует из предложенных поправок в Налоговый кодекс и закон "Об информации" (разработала эти поправки АКИТ).

Для интернет–магазинов, предлагающих трансграничную доставку товаров, налог предлагается исчислять упрощенным методом, он составит 15,25% от конечной цены товара.

Динамика первого полугодия говорит об оживлении потребительского спроса и значительном снижении страхов потребителей. В первую очередь это подтверждает заметное улучшение спроса на товары длительного пользования (крупная бытовая техника, телевизоры и др.). Высоким остается спрос на мелкую электронику, промтовары, товары для дома и ремонта. При сохранении и укреплении наметившихся тенденций в ближайшие 5–10 лет можно ожидать устойчивого роста сегмента e–commerce на уровне 20–30% ежегодно. В течение первого полугодия мы фиксировали рост числа покупок, средний чек при этом снижался за счет роста их частоты, росла конверсия. Мы увеличили в ассортименте долю категорий товаров для дома и сада, автотоваров, товаров для здоровья. Анонсировали проекты, связанные с одним из стратегических направлений развития бизнеса — созданием федеральной маркетплейс–платформы. Так до конца этого года будет запущен фармацевтический онлайн–маркетплейс.
Олег Пчельников
директор бизнес–направления "Продукт" интернет–компании "Юлмарт"
Традиционно Северо–Западный регион для нас самый удачный в плане продаж. Но с точки зрения роста продаж и сравнения с другими регионами ситуация не такая однозначная. Так, например, мы открылись в южных регионах и там наблюдаем лавинообразный рост продаж. Там мы ощущаем, что людям не хватало качественных магазинов–дискаунтеров. Традиционно сильные у нас позиции и в Приволжском федеральном округе. Если говорить о цифрах, то рост продаж в первом полугодии в Центральном федеральном округе — 15%, а в Северо–Западном — 22%. Северо–Запад по темпам роста уступает только лишь Южному федеральному округу (80%). Конечно, юг растет прежде всего за счет открытия новых точек в Волгограде, Краснодаре, Ростове–на–Дону. Северо–Запад по росту в первом полугодии на втором месте. Возможно, ситуация изменится, если мы откроем здесь новые точки. Но по продажам в абсолютном измерении Петербург и Северо–Запад занимают стабильное первое место с большим отрывом.
Алексей Банников
генеральный директор ГК "Фотосклад.ру"
Амера Карлос, Наталья Модель Все статьи автора
18 сентября 2017, 00:00 17526
Новости партнеров
Реклама