Санатор в роли должника. Татфондбанк получил от петербургского банка "Советский" более 19 млрд рублей

Бывший председатель правления Татфонд банка Роберт Мусин оказался под следствием из–за финансовых проблем, катализатором которых могли стать ошибки при санации банка «Советский».
Автор фото: Егор Алеев/ТАСС
Бывший председатель правления Татфонд банка Роберт Мусин оказался под следствием из–за финансовых проблем, катализатором которых могли стать ошибки при санации банка «Советский».
Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

Татфондбанк, как выяснилось в ходе его банкротства, будучи санатором петербургского банка "Советский", получил от него более 19 млрд рублей.

По данным источников "ДП", близких к банку "Советский", кредитная организация в августе 2017 года направила в адрес конкурсного управляющего Татфондбанка (ТФБ) требования на сумму 19,336 млрд рублей. В итоге долг в 19,122 млрд рублей был включен в реестр кредиторов бывшего санатора банка "Советский", а ныне банкрота ТФБ. Правда, в деле о банкротстве на сайте суда эта переписка пока не нашла отражения.

Всякие возможности

"Советский" санировался ТФБ (основным бенефициаром назывался Роберт Мусин, экс–министр Татарстана) с марта 2016 до марта 2017 года, а затем у банка–санатора была отозвана лицензия. Краху, похоже, поспособствовали бывшие собственники "Советского": они оспорили в суде межбанковский кредит, по которому ТФБ получил от санируемого банка 15 млрд рублей ("ДП" писал об этом подробно в мае 2017 года). В декабре 2016 года, когда суд удовлетворил их иск, банк–санатор приостановил выдачу вкладов, через несколько дней в нем была введена временная администрация АСВ, а в марте 2017 года ЦБ отозвал у него лицензию.
До сих пор никаких сведений об иных обязательствах Татфондбанка перед "Советским" известно не было. Но выходит, что санатор не отказывал себе и в других заимствованиях у зависимой кредитной организации. Так, в августе–сентябре 2016 года он получил от нее три валютных займа, переведенных в рубли на суммы 397 млн, 250 млн и 340 млн рублей, а в октябре и декабре 2016 года — платежи по двум банковским гарантиям — на 330 млн и 950 млн соответственно. Таким образом, получается, что в итоге неудавшейся санации "Советского" дыра в его балансе выросла с 7,5 млрд рублей на октябрь 2015 года до 27 млрд рублей.

Почетное место в реестре

Между тем, как минувшим летом сообщали в Агентстве страхования вкладов (АСВ), объем проблемных активов "Советского" сегодня составляет более 35 млрд рублей. Помимо уже упомянутых 19 млрд в "дыру", похоже, попали также купленные на 3,5 млрд рублей облигации Татфондбанка, а также кредиты другой "дочке" банка–санатора — Интехбанку.
В реестре кредиторов Татфондбанка, который был закрыт 31 июля 2017 года, "Советский" оказался крупнейшим кредитором третьей очереди после АСВ. Всего в третьей очереди 5,3 тыс. юрлиц с требованиями почти на 70 млрд рублей. Еще 11 тыс. вкладчиков–физлиц с требованиями на 70 млрд рублей составляют первую очередь реестра.
В АСВ оперативно не ответили на запрос "ДП" о том, хватит ли Татфондбанку активов, чтобы расплатиться по обязательствам. Случаи, когда активов не хватает, не такая уж редкость: только в Петербурге среди десятка банков–банкротов мы нашли всего два случая полного погашения требований кредиторов кредитных организаций.
Неизвестна пока и судьба "Советского": найти инвестора, готового заткнуть финансовую дыру, — задача едва ли выполнимая. В пресс–службе банка оставили вопросы "ДП" без комментариев.

Нормальная практика

Межбанковские кредиты санируемых банков в пользу банков–санаторов были обычной практикой при старой схеме оздоровления кредитных организаций.
Так, Балтийский банк выдал своему санатору Альфа–Банку 46 млрд рублей почти сразу, как только получил их от государства, — уже в октябре 2014 года. С тех пор сумма выданных межбанковских кредитов у "Балтийского" колебалась в диапазоне 29–52 млрд рублей.
Балтинвестбанк тоже выдал своему санатору Абсолют Банку 14,2 млрд рублей вскоре после получения госпомощи. Впоследствии он регулярно предоставлял МБК в размере 8–13 млрд рублей, но с февраля 2017 года резко пересмотрел кредитную политику и снизил объем выданных МБК до уровня 1,3–1,2 млрд рублей.
И только банк "Таврический" выделяется из общего ряда: его санатор банк МФК больше года не позволял себе никаких вольностей с госденьгами (он получил на санацию 28 млрд рублей) и лишь с лета 2016 года начал выводить на рынок МБК средства в объеме от 1,5 млрд до 4,6 млрд рублей.