Особенности национальной франшизы

 

Нам удалось распространить франшизу бизнеса по продаже мороженого на все регионы России (плюс Казахстан и еще три соседних государства). И вот что я заметил: если мороженое люди любят везде одинаково, то в бизнесе есть, что называется, локальные нюансы.
Например, когда один из наших франчайзи открыл кафе в Благовещенске, поначалу все у него шло гладко. Поглядев на его успехи, бизнесом заинтересовались даже соседи по ту сторону Амура — бывшие россияне, перебравшиеся в Китай. А удар пришел откуда не ждали. Администрация торгового комплекса разорвала договор аренды с нашим франчайзи, а на раскрученном месте, куда посетители привыкли приходить за мороженым, открылось новое кафе той же направленности.
Наш франчайзи теперь работает в другом городе. А что касается наших "русских китайцев", то они продолжают вести с нами переговоры о франшизе. Кстати, случай с коллегой в Благовещенске их не удивил, так как они и сами в свое время перебрались за Амур примерно по тем же причинам. Кстати, партнерские договоры с Китаем близки к подписанию. Там очень уважают российское мороженое и, что немаловажно, готовы честно платить. А вот в российских регионах бывает по–разному.
Так, в свое время довольно серьезная структура из Чечни, имеющая отношение к нефтяному бизнесу, предложила нам партнерство. Фактически они хотели получить мастер–франшизу, то есть эксклюзивное право развивать сеть в своем регионе. В этом не было бы ничего необычного, но региональная специфика на этом не закончилась. Нас вежливо попросили приехать и самостоятельно открыть первые торговые точки. Да еще и проконсультировать местные кадры в течение месяца–двух.
Скажу сразу, договор в итоге так и не был подписан. Смысл франчайзинга не в том, чтобы владелец франшизы лично запускал и развивал бизнес партнеров. По моему опыту, это обходится слишком дорого, тормозит рост сети на других направлениях и просто не имеет никакого смысла.
Хотя "интересные" случаи могут случиться где угодно, бывают они и в столице. Например, недавно клиент из Москвы оставляет заявку на покупку франшизы, указывая в ней только телефон, без электронной почты и без каких–либо пояснений. Ну допустим, подумали мы. Бывает. Человеку перезванивают и начинают общаться.
Первый вопрос был такой: "А с вашей франшизой мне надо будет что–то делать самому?" Мы в общих чертах начали объяснять, что такое франчайзинг, и клиент расстроился. "Я думал, вы все организуете и полностью ведете бизнес, а я в нем даже не участвую!" Мы осторожно спросили: "А что, и такие предложения были?" Но клиент так и не выдал нам "рыбное место".
Я даже порадовался, что все стало понятно после первого звонка. С потенциальным партнером не пришлось встречаться, показывать и рассказывать, а потом слышать такой же (или похожий) вопрос. Я бы не сказал, что таких клиентов много. Но их процент стабилен из года в год, и на них уходит время, а время — это деньги.
Автор: владелец сети Gelateria Plombir Евгений Драй