ВЭБ и Сбербанк схлестнулись за контроль над банкротством авиакомпании "Трансаэро"

Автор фото: Яндолин Роман
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Споттинг, посвященный 80-летию аэропорта "Пулково".

В деле о банкротстве авиакомпании "Трансаэро" подошло время первого собрания кредиторов. Структуры "ВЭБ-Лизинга", которым авиаперевозчик должен более 40 млрд рублей, пытаются перехватить у Сбербанка инициативу в процедуре.

После полутора лет наблюдения в деле о банкротстве авиакомпании "Трансаэро" начинаются первые крупные столкновения кредиторов-"гигантов" за контроль над процедурой. Структуры крупнейшего кредитора — Внешэкономбанка, контролирующего почти четверть от 202 млрд рублей долгов банкрота, включенных в реестр, — при поддержке других банкиров развернули активное процессуальное противодействие временному управляющему, который был назначен с подачи Сбербанка. В случае их успеха — а они могут на него рассчитывать, если им удастся провести первое собрание кредиторов — контроль над процедурой перейдет к ВЭБу. Если же собрание будет сорвано, суд сможет назначить дружественного Сбербанку временного управляющего Михаила Котова исполняющим обязанности управляющего конкурсного. Тогда, видимо, у штурвала банкротства авиакомпании останется Сбербанк.

Расписание полетов

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство временного управляющего ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" Михаила Котова о запрете проводить два собрания кредиторов, назначенные на 16:00 и 17:00 6 сентября 2017 года. Как выяснилось в суде, в полночь 16 августа 2017 года сам Михаил Котов опубликовал на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротствах (ЕФРСБ) объявление о проведении первого собрания кредиторов "Трансаэро" 6 сентября в 12:00 в здании Петербургского художественного музея (4-я линия В.О., 65). В повестке собрания: отчет временного управляющего, голосование по выбору следующей процедуры банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) с назначением соответствующего управляющего — и другие определяющие и организационные вопросы.
Прошло 4 дня, и вечером 21 августа в 22:47 на том же сайте было опубликовано еще одно объявление — о проведении собрания кредиторов в тот же день, с точно такой же повесткой, по тому же адресу, но со временем начала уже в 16:00. А еще через полторы минуты, в 22:48, появилось третье объявление — о проведении еще такого же собрания, и снова там же и тогда же, но уже в 17:00.  
Временный управляющий "Трансаэро" Михаил Котов отреагировал почти мгновенно: уже 24 августа он обратился в суд с ходатайством о запрете проводить альтернативные собрания кредиторов. По его словам, непринятие указанной меры может привести к тому, что в один день будут проведены сразу три собрания кредиторов с аналогичной повесткой. При этом не факт, что всем кредиторам удастся поучаствовать во всех трех собраниях, и, соответственно, результаты голосования по ключевым вопросам повестки могут оказаться противоположными. Это приведет к длительным судебным выяснениям вопроса, чье же собрание правильное, а чье — нет. А кредиторы, мол, будут все это время сидеть без денег.
Чтобы этого не произошло, управляющий попросил запретить проведение всех собраний, кроме того, которое назначил он сам. И суд 25 августа его ходатайство удовлетворил. Михаил Котов получил вопросы "ДП" через своего помощника, но не счел нужным на них отвечать. В пресс-службе авиакомпании также проигнорировали запрос редакции.

Недовольные "пассажиры"

Инициаторами проведения двух "запрещенных" собраний выступили четыре кредитора: Sky Castle 1 Ltd,  Sky Castle 2 Ltd,  Sky Castle 3 Ltd и VEBL-767-300 Ltd, долги перед которыми, включенные в реестр, составляют в общей сложности 49,9 млрд рублей (24,75% реестра). Все это офшоры, подконтрольные структуре "ВЭБ-Лизинг" Внешэкономбанка, который, таким образом, является крупнейшим кредитором авиакомпании. В ВЭБе не ответили на запрос "ДП".
Кредиторы АК "Трансаэро", включенные в реестр
Источник: Арбитражный суд СПб и ЛО
Второй по величине долг авиакомпании — перед банком "ВТБ" и шестью офшорами "ВТБ-Лизинга" (Pembroke Exchanges Ltd, Richdale Investments ltd, Traffer Aircraft Leasing Ltd, Stecker Ltd, Larafort Aircraft Leasing Ltd, Capablue Ltd и VL Airleasing Ltd) — составляет около 47,8 млрд рублей. Они поддерживают инициативы ВЭБа в судах.
Временный же управляющий "Трансаэро" Михаил Котов был назначен судом в декабре 2015 года с подачи первого кредитора, подавшего на банкротство авиакомпании, — Сбербанка, который тогда предъявил требование на 442 млн рублей. Общая же сумма долга перевозчика перед структурами Сбербанка составляют "всего" около 8,5 млрд рублей — около 4% реестровых требований. В Сбербанке отказались от комментариев.
Еще в 2016 году временный управляющий добился в суде принятия запрета на проведение первого собрания до тех пор, пока в реестр не будут включены все требования к должнику (общий долг авиакомпании оценивается примерно в 250 млрд). Прошло уже более полутора лет, в деле о банкротстве судом рассмотрены требования на сумму более 215 млрд рублей, в реестр вступили более 300 кредиторов с требованиями на общую сумму 201,6 млрд рублей. Общий объем не рассмотренных еще требований составляет 8,555 млрд рублей.
Тогда крупнейшие кредиторы — ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Абсолютбанк, Глобэксбанк, "Роснефть", "Газпромнефть" и другие — стали требовать от управляющего активизироваться и провести наконец первое собрание кредиторов, которое должно определить дальнейшую судьбу банкрота. В начале августа 2017 года структуры ВЭБа при поддержке структур ВТБ добились отмены судебного запрета на проведение первого собрания: по их ходатайству суд предложил Михаилу Котову провести собрание в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 71 закона "О несостоятельности".
Именно после этого временный управляющий опубликовал свое объявление о первом собрании, которое назначил на 6 сентября.

Онлайн-бронирование

По мнению участников банкротного рынка, назначение собраний-дублеров может быть вызвано опасениями кредиторов, что временный управляющий сорвет "свое" собрание. "Это делается легко: управляющий может не прийти или покинуть собрание, пожаловавшись на здоровье, — рассуждает партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов. — Если же собрание не удастся провести до истечения сроков процедуры наблюдения, то суд может сам ввести следующую процедуру — например, конкурс — по ходатайству временного управляющего и назначить его и.о. конкурсного. У нас такой и.о. в Москве уже 9 месяцев сидит".
Срок наблюдения за "Трансаэро" истекает как раз в сентябре 2017 года. Таким образом, если Михаил Котов сумеет сорвать "свое" собрание, а ВЭБ и ВТБ не успеют или не сумеют добиться отмены обеспечительных мер, запрещающих проведение "запасных" собраний, Сбербанк может попытаться сохранить контроль над процедурой еще на несколько месяцев.
"И.о. конкурсного управляющего обладает теми же полномочиями, что и нормальный конкурсный, — говорит старший юрист "Максима лигал" Сергей Бакешин. — Вряд ли он сможет сделать очень много в процедуре, где действуют столь серьезные кредиторы, но кое-что может. Например, инициировать оспаривание каких-то сделок или привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника".

За что боролись

"Трансаэро" была крупнейшей в России частной авиакомпанией, владевшей вторым после "Аэрофлота" парком самолетов (104 судна). Оборот перевозчика в 2014 году составил 117,3 млрд рублей (чистый убыток — 19,3 млрд), за 2015 год — 97,7 млрд рублей (чистый убыток — 98,9 млрд). Дело о банкротстве "Трансаэро" началось в октябре 2015 года, сразу после того как Росавиация отозвала у авиакомпании сертификат эксплуатанта воздушных судов.
Основную часть пассивов в балансе "Трансаэро" составляли долги по лизингу самолетов. Они на 1 июля 2015 года составляли 71 млрд рублей, но ввиду того, что это были валютные долги, к октябрю превратились в 82 млрд рублей, а к 31 декабря 2015 года — в 93 млрд рублей (впрочем, с укреплением рубля они снова немного снизились). Крупнейшими лизингодателями компании были "ВЭБ–лизинг" (35 самолетов, 63 млрд рублей), "ВТБ–лизинг" (21 самолет, 52 млрд рублей) и "Сбербанк–лизинг" (20 бортов, из которых 12 стоимостью $1 млрд на момент банкротства еще не были поставлены). Весь период с октября по декабрь они вели напряженные переговоры с "Аэрофлотом" о судьбе лизингового парка банкрота. В результате крупнейший авиаперевозчик страны приобрел 14 самолетов "Трансаэро" у Сбербанка (13 новых и один старый), 11 — у ВТБ и девять — у ВЭБа.
Таким образом, в парке "Трансаэро" осталось 84 самолета, 39 из которых в лизинге. Кроме "большой тройки" лизингодателей банкрот арендовал еще пять самолетов ТУ–214 (два грузовых и три пассажирских) у "Ильюшин–финанс компани" (ИФК).