Стандарт поправит имидж микрокредиторов

 

С 1 июля 2017 года вступил в силу Базовый стандарт защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций (МФО). Теперь он обязателен для исполнения всеми МФО. В соответствии с федеральным законом № 223–ФЗ подобные стандарты должны разрабатываться саморегулируемыми организациями во всех отраслях финансового рынка.
Базовые стандарты позволяют решать три основные проблемы во взаимоотношениях МФО и заемщиков. Это низкая финансовая грамотность последних, медленное распространение лучших практик взаимодействия МФО с клиентами (многие компании не стремятся делиться опытом успешного взаимодействия, считая его своим конкурентным преимуществом) и появление недобросовестных участников рынка. Можно было бы отдать эту задачу на откуп участникам рынка или возложить решение этих проблем на регулятора. Однако рынок, напротив, стимулирует своих участников пренебрегать некоторой частью прав потребителей ради повышения доходности на капитал, а регулятор и законодатели действуют негибко: работающие там люди, как правило, сами микрозаймов не выдавали и нюансов бизнеса не понимают. Они реагируют на жалобы клиентов МФО и могут своими указаниями или законами запретить какие–то услуги, которые на самом деле потребителям нужны, хоть и вызывают много жалоб.
Саморегулируемая организация — естественный посредник между регулятором и рынком, она лучше понимает интересы бизнеса. Соответственно, стандарт, созданный нашим СРО совместно с участниками рынка, учитывает практику работы МФО. Он устанавливает правила, по которым микрофинансовые организации будут взаимодействовать с заемщиками, и включает в себя четыре блока. Первый — о раскрытии информации по условиям получения микрозаймов и рискам, связанным с этим. Заемщик, со своей стороны, тоже должен будет не реже одного раза в год раскрывать информацию о размере доходов и обязательств. Второй блок — об ограничении предельного уровня задолженности, количества займов, выдаваемых в течение года, и количества пролонгаций одного займа, чтобы исключить закредитованность заемщиков. Третий — об уровне квалификации персонала МФО и проведении обучения. И последний блок — о порядке и сроках обработки жалоб и обращений клиентов.
Установленные стандартом ограничения должны привести к тому, чтобы жалоб и нареканий на работу МФО стало меньше. Конфликтные ситуации если и будут возникать, то в большинстве своем будут улаживаться между организацией и ее клиентом без вмешательства регулятора или суда.
Безусловно, нагрузка на бизнес тоже вырастет. В работу компании нужно будет внедрить несколько десятков изменений, самыми дорогостоящими из которых будут изменения в программном обеспечении. С другой стороны, если конфликтных ситуаций меньше, то меньше будет и штрафов со стороны регулятора, то есть эта статья расходов сократится. Не говоря уже о том, что сокращение количества жалоб и скандалов даст положительный имиджевый эффект.
Автор: заместитель директора СРО " МиР " Андрей Паранич