Почему рубль не торопится отыгрывать потери, несмотря на рост цен на нефть

Цена нефти в июне обновила минимум, но потом возобновила рост. А вот рубль после падения оправиться не смог. Эксперты новых резких движений по нефти и рублю до конца года не ждут.

Вторая половина июня для нефти стала худшим периодом с начала 2017 года. Цена фьючерса нефти марки Brent с поставкой в августе 21 июня обновила годовой минимум, упав до $44,35 за баррель. Вслед за ней обновил минимум и курс рубля. Так, доллар США по отношению к рублю подорожал 21 июня до самого высокого уровня с марта текущего года — 60,42 рубля. И хотя котировки нефти с 22 июня пошли вверх, рубль не торопится отыгрывать потери. А по отношению к евро и вовсе продолжает дешеветь — 29 июня курс европейской валюты в очередной раз обновил максимум текущего года, добравшись до отметки 68,15 рубля.
Между тем еще месяц назад для роста цены нефти, казалось бы, сложились максимально благоприятные условия. В конце мая страны ОПЕК и присоединившиеся к ним крупные нефтедобывающие государства договорились о продлении договора о сокращении добычи нефти на 9 месяцев, до марта 2018 года. Тогда картель назвал и оптимальную цену на сырье — $55–60 за баррель. К соглашению присоединилась и Россия.
Но вот США, наоборот, стали наращивать добычу. "За океаном сейчас добывается 9,35 млн баррелей в сутки — это всего на 3% меньше, чем на пике добычи, во II квартале 2015 года, и на 7,5% больше, чем в начале декабря 2016 года, то есть в момент, когда была заключена первая сделка по сокращению добычи. В то же время понемногу наращивают добычу Нигерия и Ливия, неясна ситуация с реальной добычей в Казахстане", — оценивает начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер" Василий Копосов. Его дополняет аналитик УК "Альфа–Капитал" Андрей Шенк: "Ливия продолжает наращивать добычу, уже достигла 935 тыс. баррелей в день и приблизилась к целевому уровню 1 млн баррелей в сутки". Глобальные тренды Ливию, очевидно, не волнуют. В стране стабилизировалась политическая ситуация, поэтому сейчас она пытается занять как можно большую долю на рынке.
"Если перевести проценты в абсолютные показатели, с того момента как нефтяные державы договорились сократить добычу в сумме на 1,8 млн баррелей в сутки, добыча в США выросла на 0,65 млн баррелей в сутки, то есть треть дельты компенсирована за счет американской добычи", — посчитал Копосов. Он также не исключает дальнейшего роста добычи за океаном.
Такое агрессивное поведение США объясняется просто. Американским нефтедобывающим компаниям удалось захеджировать свои будущие поставки путем продажи фьючерсов на рынке в тот момент, когда нефть стоила в районе $55–58 за баррель. Теперь они могут наращивать добычу даже при стоимости нефти ниже $50.
При этом запас прочности у США большой. По мнению председателя совета директоров нефтедобывающей компании Pioneer Natural Resources Скотта Шеффилда, на некоторых участках сланцевого месторождения Permian компании могут получать прибыль, даже если цены упадут до $20 за баррель. Запасов нефти там хватит как минимум на 25 лет.

$50 за баррель до конца года

Однако прогнозы аналитиков скорее позитивные. Василий Копосов отмечает, что сегодня очень многие говорят о перспективах добычи, но совсем игнорируют перспективы увеличения спроса. Здесь играет свою роль крупнейший импортер — Китай. С этим согласен и аналитик УК "Альфа–Капитал" Денис Асаинов: "Потребление нефтепродуктов в Поднебесной в мае 2017 года выросло на 8% по сравнению с маем года прошлого. Сейчас показатель составляет 26,5 млн баррелей. За первые 5 месяцев рост составил 5,2%, до 124,29 млн баррелей".
В "ФИНАМ" и "КИТ Финанс" считают, что в ближайшие месяцы цена нефти Brent вновь достигнет отметки $50 за баррель. В ИК "Доходъ" определили коридор до конца года: $40–50 за баррель.

Керри–трейд на рубеже

Несмотря на рекордные минимумы нефтяных котировок, российская валюта с начала года укрепилась примерно на 1%. "Подобная рассинхронизация не могла длиться вечно, и разница между котировками нацвалюты и нефти сначала перестала увеличиваться, а потом и вовсе начала сокращаться даже с учетом продолжающегося притока капитала в рублевые активы на фоне привлекательных по мировым меркам процентных ставок, снижения инфляции и ускорения роста экономики после двухлетней рецессии", — констатирует аналитик "Открытия Брокер" Тимур Нигматулин.
Высокие процентные ставки в России спровоцировали инвесторов играть по стратегии керри–трейд. Но из–за постепенного смягчения денежно–кредитной политики Банком России эффект керри–трейда будет сходить на нет. "На неделе с 19 по 25 июня мы видели масштабные распродажи ОФЗ. Доходности подскочили примерно на 50 базисных пунктов — до 8% годовых. Параллельно с этим наблюдались покупки доллара — то есть капиталы уходили из ОФЗ и, минуя рынок акций, конвертировались в американскую валюту. Это, скорее всего, и был первый этап исхода керри–трейдеров, которых, вероятно, будет еще много", — анализирует Копосов.
Он также напоминает о том, что рубль не самая привлекательная валюта в мире для керри–трейда: реальная доходность рублевых инструментов почти вдвое ниже, чем, например, в Бразилии, на 20% ниже, чем в Индии — стране с инвестиционным кредитным рейтингом от большой тройки рейтинговых агентств. "Так что распродажи ОФЗ мы еще увидим, и это окажет свое негативное воздействие на рубль", — уверен Копосов.
Когда закончится поддержка рубля от керри–трейдеров, можно только догадываться. Пока эффект от их операций остается высоким, считает заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин: "С технической точки зрения у рубля есть шансы на движение в сторону 56 рублей за доллар, но пока более вероятным выглядит постепенное возвращение к отметкам 58,15–58,25 рубля".
Американские сланцевые нефтепроизводители хоть и увеличивают добычу, но делают это довольно плавно, и рынок уже учитывает это в ценах. Но развитие технологий может позволить им наращивать добычу и при меньших ценах. Текущая же цена на нефть мало изменит их планы на ближайшее время, так как большинство компаний используют различные производные финансовые инструменты для хеджирования своих позиций. По нашим оценкам, себестоимость барреля для новых проектов сланцевых компаний начинается от $45 за баррель, текущих проектов — от $30–35 за баррель.
Сергей Суверов
Начальник Аналитического Департамента Ук "Бк Сбережения"
Рубль в этом году падает гораздо меньшим темпом, чем нефть. Связано это как с увеличением сальдо торгового баланса, так и с высокими ставками в России, которые стимулируют приток иностранного капитала. Падение цен на нефть в пределах 5–10% до конца года вряд ли окажет значительное влияние на действия ЦБ, так как соответствующее падение курса рубля не приведет к заметному ускорению инфляции. Заставить регулятора прекратить снижение ставок может падение цены барреля ниже $40 и рост стоимости доллара выше 65 рублей.
Владимир Киселев
финансовый аналитик ИК "Доходъ"