Все дороги ведут в онлайн

 

Автор — генеральный директор OZON.ru
По итогам первых 5 месяцев 2017 года наши продажи выросли на 35%. В Петербурге еще больше, на 40%, а рост за май составил больше 50%. Совпало много факторов, мы улучшали сайт, расширяли ассортимент, улучшали нашу доставку и увеличивали количество пунктов выдачи. Например, количество заказов, предполагающих курьерскую доставку в Петербурге, выросло за первые месяцы этого года на 100%. Получать заказ в разных городах России предпочитают по–разному, например, в Петербурге покупатели выбирают и доставку, и пункты выдачи, соотношение примерно 50 на 50. В Москве больше востребована курьерская доставка, а в регионах — пункты выдачи. У нас сейчас доставка осуществляется с 9 до 13, с 13 до 18, с 18 до 22 часов. В Петербурге наиболее популярен последний вариант, в это время доставляют домой, а в столице — с 9 до 14 часов, там интересна доставка в офис. В Петербурге мы расширяем наш сортировочный хаб. В Ленобласти доставка охватывает уже 500 городов. Мы развиваем параллельно оба варианта получения заказов, улучшаем доставку и расширяем сеть пунктов выдачи. До конца года их будет более 4 тыс., сейчас открыто 2,5 тыс.
В прошлом году мы ввели в ассортимент товары для ремонта, товары для взрослых, спортивное питание и сладости. Самые быстрорастущие категории — спортивное питание и сладости. У нас есть слоган "OZON.ВСЕ", мы намерены продавать все категории товаров, сейчас у нас 4,5 млн наименований. В этом году расширяем автотовары, одежду и DIY. Добавим новые продукты питания, у нас на них приходится 6% продаж. Эта категория растет очень быстро. На мой взгляд, эффективнее и выгоднее именно интернет–магазинам заниматься продовольственным направлением, чем продовольственным торговым сетям развивать интернет–магазин. Проще добавить новую категорию в уже выстроенную цепочку интернет–магазина, чем сетям с офлайн–структурой заниматься онлайн–бизнесом с совершенно отдельным процессом. Мы прогнозируем, что через 3–5 лет доля продаж продуктов питания в OZON.ru достигнет 15%.
У нас был эксперимент. Мы добавили в раздел "Бытовая техника и электроника" чай и кофе, рядом с кофемашинами и чайниками. Абсолютно неожиданно для нас продажи пошли в рост, покупатель нашел чай и кофе в этой категории, и мы решили сделать раздел "Продукты питания". Пока у нас нет скоропортящегося товара, мы продаем его через партнеров в Москве, это сервисы доставки SeasonMarket и Instamart. Например, Instamart привозит товар из магазинов продовольственных сетей, а заказывая его на OZON.ru, покупатель получает кешбэк. Но по мере развития будем добавлять на сайт скоропортящиеся продукты питания и сами доставлять такие заказы. Сейчас на e–commerce приходится 4% продаж от общего объема российской розницы. Самая большая доля у спортивного питания, 40% продаж этих товаров идет через интернет–магазины, еще 15–20% — это бытовая техника и электроника, далее идет одежда, детские товары, косметика. На мой взгляд, уже не осталось товарных категорий, которые потребители не готовы покупать в интернет–магазинах, все сегменты неизбежно идут в онлайн.