Владельцы хостелов и мини-отелей Петербурга распродают свои активы. Угрозы запрета работы в квартирах и спад на рынке привели к продаже почти трети рынка.
В Петербурге продажи хостелов как готового бизнеса выросли на 20% по сравнению с прошлым годом, оценили в Центре продажи бизнеса. На сайте Avito более 40% объявлений, а подавляющая часть этих 40% — хостелы и мини-отели (493 объявления, 12,71% от всех объявлений по продаже бизнеса). По данным Avito, за полгода доля продаж бизнеса в сфере услуг растет, а средняя цена, которую просят за хостел, — около 3,5-3,6 млн рублей.
Угрозы и риски
"Это не регулярный рост, — комментирует Егор Падалкин, гендиректор Центра продажи бизнеса, — тем более сейчас высокий сезон, а, как правило, в мае снимают с продажи подобный бизнес. Но у многих предпринимателей вызывает опасения жесткость политики в этой сфере — возможный запрет на работу в жилом фонде, классификация отелей (звездность). Люди пытаются продать актив, который в перспективе, возможно, не сможет легально работать". Сам Егор Падалкин считает, что риск при покупке хостела не так уж высок: не факт, что законопроект о запрете хостелов в квартирах будет принят. А срок окупаемости такого актива он оценивает в год-полтора. "По сути, это предосторожность: бизнес прибыльный", — считает он.
Кроме проекта о запрете работы в квартирах, который рассматривает Госдума, у участников рынка есть и другие проблемы. Так, на мини-отели подают в суд за несоответствие СанПиН, который требует от "общественных помещений" в многоквартирных домах иметь отдельный вход, а отелям без классификации нельзя работать во время ЧМ по футболу.
Дорога к выходу
В Петербурге около 1,6 тыс. хостелов, мини-апартаментов и отелей, общий объем рынка оценивают в 5–6 млрд рублей. "Обычно хостелы продают в конце лета, потому что планируют заработать за эти 2-3 месяца", — рассказывает Алена Енова, владелица хостела "Тайга". Она рассказывает, что ожидания бизнеса от майских праздников не оправдались: народу оказалось меньше, а конкуренция на рынке высока, в итоге цены упали до 30%. "В итоге люди думают, что лучше продать бизнес сейчас, потому что к августу станет только хуже, к существующим предложениям о продаже прибавятся сезонные, — добавляет предпринимательница. — Оценить масштаб сложно: в объявлении кто угодно может назваться хостелом, а у нас нет единого реестра, единого ОКВЭД, кто-то сдает внаем комнаты, у кого-то апартаменты. Но похоже, что продается почти треть рынка".
В ответе на вопрос, есть ли спрос на эти объекты, мнения участников рынка расходятся. "Спрос со стороны покупателей незначительно снижается: 39% в ноябре против 37,8% в апреле. Происходит перераспределение интереса в пользу торговых бизнесов", — комментируют в Avito. При этом в компании "Альтера Инвест" отмечают даже рост спроса на бизнесы в сфере услуг, но если говорить не о малом бизнесе, а о гостиничном рынке в целом. "Я бы сказал, что сделок в сравнении с предыдущим годом в этой сфере стало больше на 20-25%, но больше за последние 2 года стало и в целом гостинц", — говорит Денис Корсуков, старший бизнес-брокер компании.