Инвесторы выкупили обанкротившийся свинокомплекс "ЖК Бор"

Автор фото: ТАСС/Валерий Матыцин

 

Обанкротившийся свинокомплекс "ЖК Бор" у семьи Братчиковых выкупили бизнесмены Илья Спичак и Александр Сурин. Сделка закрыта в начале года. Экс–владелец комплекса Николай Братчиков от комментариев отказался. По мнению экспертов, сумма сделки не превысила 20 млн рублей, минимальный объем инвестиций в восстановление комплекса составит 100 млн рублей.

Трубы полопались

"После продажи Николай Братчиков даже лампочки с потолков снимал, оставил на территории трупы животных. А на зиму не слил воду из труб, и они полопались. Мы занимаемся восстановлением предприятия. Реконструировали один корпус из 16, завезли 1 тыс. свиноматок, и к августу будет уже 12 тыс. голов", — говорит Илья Спичак, добавляя, что надеется договориться с кредиторами и постепенно погасить долги.
По его словам, свиноводство — перспективное направление: "В собственном магазине в Приозерске продукция пользуется спросом, планируем открывать еще один".
Об Илье Спичаке и Александре Сурине известно мало. По СПАРК, Илья Спичак владел компанией "Невский тент". Его семье принадлежит сельхозбизнес в Краснодарском крае. В 2015 году он пытался выкупить активы птицефабрики "Баир" в Крыму, но сейчас идут судебные разбирательства о расторжении договора. "Мы заключили договор с отсрочкой платежа. Птицефабрика была заброшена, мы ее восстановили, а в это время бывшие собственники сдали ее в аренду. Мы вышли из проекта", — поясняет Илья Спичак.

Комплекс с историей

"ЖК Бор" работает с 2000 года, был подконтролен семье Братчиковых — Николаю, Александру и Марии. Производство в 2015 году составило 2 тыс. т свинины в живом весе (около 20 тыс. свиней, доля в Ленобласти — 4%). В апреле "ЖК Бор" признан банкротом по иску банка "Санкт–Петербург". В банке на запрос не ответили. По СПАРК, оборот "ЖК Бор" в 2015 году — 195 млн рублей, стоимость активов — 148 млн рублей, прибыль — 19 млн рублей. Задолженность, судя по отчету временного управляющего Андрея Енькова, составляет 89 млн рублей, из них 36 млн рублей — банку "Санкт–Петербург" (у банка в залоге имущество предприятия), 53 млн рублей — Гатчинскому комбикормовому заводу. Еще 24 млн рублей — пени.
Как отмечает Андрей Еньков, в ходе финансового анализа он обнаружил признаки преднамеренного банкротства. Речь идет о выводе активов: переоформлении имущества на другие юридические и физические лица, вывозе транспортных средств, неконтролируемом забое животных и т. д. "Проводится проверка по моему заявлению о привлечении к ответственности Николая Братчикова", — говорит Андрей Еньков.
Среди активов семьи Братчиковых "Псковагроинвест" (принадлежит сыну Николая Братчикова Александру). Предприятие производит свинину и говядину, оборот за 2015 год — 705 млн рублей. Мария Братчикова владеет 80% в компании "Боровские деликатесы", оборот — 85 млн рублей в 2015 году. Второй сын Николая Братчикова, Владимир, будучи замглавы администрации Приозерского района, в 2014 году осужден на 7,5 года за вымогательство.

Конкуренция и дефицит

В Ленобласти работают свиноводческие фермы — "Идаванг Агро", агрохолдинг "Пулковский", "Рассвет Плюс" и др. В 2016 году производство составило 42,8 тыс. т свинины в живом весе (41,7 тыс. т в 2015 году).
По оценкам гендиректора ООО "Агриконсалт" Андрея Голохвастова, емкость рынка Петербурга и области составляет 175 тыс. т свинины в год: "Местное производство не превышает 30 тыс. т в убойном весе. Но рынок очень конкурентный. Дефицит закрывают крупные производители из других регионов".
Как отмечает гендиректор "Рассвет Плюс" Андрей Крылов, для работы в жестких конкурентных условиях предприятие должно быть высокотехнологичным: "Чтобы комплекс работал с прибылью, его надо снести и построить новый".