Патент, выйди вон. Работодатели Ленобласти до 1 мая расстанутся с иностранными рабочими

До 1 мая компании Ленобласти, представляющие 13 отраслей, должны распрощаться с иностранцами, работающими у них по трудовым патентам, согласно распоряжению губернатора. Следить за тем, насколько работодатели законопослушны, будет межведомственная комиссия, подконтрольная МВД.

Работодателям Ленобласти осталось меньше месяца, чтобы навести порядок с теми иностранными работниками, которые трудятся у них, имея патенты. Дело в том, что в соответствии с постановлением губернатора области Александра Дрозденко в силу вступает запрет на работу таких специалистов в некоторых отраслях экономики (см. "Отрасли, где запрещено…"). Запрет касается работников из Абхазии, Азербайджана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и с Украины. Запрет затрагивает интересы как минимум 8 тыс. предприятий.
По данным комитета по труду и занятости населения Ленобласти, за 3 месяца 2017 года Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти оформлено 12 135 патентов иностранным гражданам, выдано — 8532. Всего на территории области к настоящему времени 56 992 действующих патента. Большинство разрешений на работу получено трудовыми мигрантами из Узбекистана (60%), за ними следуют работники из Таджикистана (26%), с Украины (11%), оставшиеся 3% — из Азербайджана и Молдовы.
Отслеживать выполнение постановления губернатора Ленобласти будет, по словам главы областного комитета по труду Алексея Брицуна, межведомственная комиссия области по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
"Пока нет никакой информации о специальных плановых проверках, — говорит руководитель отделения развития юридической фирмы "Альянс–ТМ" Алина Васильева. — Но работодателя может, например, посетить трудовая или налоговая инспекция и в связи с постановлением обнаружить ошибки в оформлении иностранцев на работу".
Несоблюдение же работодателем постановления считается административным нарушением и влечет за собой штраф в размере 2–4 тыс. рублей, для должностных лиц — 45–55 тыс., для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на 14–90 суток.

Незаметное влияние

Планируется, что постановление даст приоритетное право на трудоустройство в обозначенных сферах российским гражданам. "Это очередная возможность дать шанс трудоустроиться россиянам, которые хотели бы работать на производстве, но в силу острой конкуренции на рынке труда не могли этого сделать", — отмечает Надежда Коротовских, президент HR–ассоциации Петербурга и Ленобласти. При этом она полагает, что особого влияния на рынок труда это постановление все–таки не окажет. Во–первых, по ее словам, доля предприятий, соответствующих перечисленным видам деятельности, всего 8–10%. Во–вторых, компании, входящие в HR–ассоциацию, и без постановления фиксируют рост числа россиян на своих предприятиях.
"Запрет на привлечение иностранных граждан на работу в определенных сферах, как, впрочем, и другие запреты последнего времени, коснутся исключительно белых компаний, — говорит директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис. — Остальные как привлекали на нелегальном основании в любой сфере деятельности иностранных сотрудников, так и будут это делать. Один из последних примеров — так называемый закон о запрете заемного труда. Он повлиял на работу (и объем бизнеса) только тех компаний, которые и так полностью соблюдают закон. При этом количество серых компаний вовсе не уменьшилось".
Крупные кадровые агентства, к которым обратился "ДП", не смогли предоставить свои комментарии, сославшись на отсутствие практики рекрутирования иностранцев с патентами, а также недостаточное владение темой.
Тем не менее к 1 мая областные компании должны привести свои штаты в соответствие с постановлением. При приеме иностранца на работу и при расторжении трудового договора работодатель обязан сдать в МВД документы, где прописаны все регалии компании, ОКВЭД, и патенты сотрудников. Соответственно, сейчас в МВД должны массово приходить уведомления об увольнении сотрудников с патентами, однако такого, судя по всему, еще не происходит.
"Постановление вступило в силу 1 февраля, однако мы не знаем ни одного случая, когда выводили бы за штат иностранцев с патентами", — замечает Алина Васильева.
Юристы объясняют, что пока ситуация обстоит таким образом, что, даже если работодатель оставит в штате сотрудников с патентами и дело дойдет до судебного разбирательства, суд — теоретически — может оказаться на стороне работодателя: могут найтись нюансы в федеральном законодательстве, согласно которым работодатель окажется прав. Интересно, что в зависимости от ситуации на рынке труда постановление может быть в следующем году аннулировано или, наоборот, расширено и на другие виды деятельности.

Соблюсти букву закона

У работодателей, в штате которых есть работники с патентами, существует несколько выходов из ситуации, говорят в "Альянс–ТМ".
Во–первых, уволить таких сотрудников (и взять вместо них на работу граждан из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, которым патент не требуется). Во–вторых, вместо выходцев из стран ЕАЭС работодатели могут взять на работу специалистов из других безвизовых стран (к примеру, из Белоруссии, Казахстана), а также имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство. Во втором случае сотрудник может работать в любом регионе страны, но не меньше 5 лет, а в первом случае — 3 года и только там, где выдан документ о разрешении на временное проживание. И наконец, работодатели могут сменить код ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Правда, в этом случае есть важный нюанс: новый код не должен идти вразрез с производством компании. Условно говоря, занимаясь продажей рыбы, иметь код строителя коттеджных поселков не получится. Еще один вариант — сменить юридический адрес компании: постановление действует только на работодателей Ленобласти, значит, сменив прописку, можно соблюсти букву закона.