Ольга Мягченко Все статьи автора
6 апреля 2017, 17:41 2230

Работающий на РЖД проектировщик "Ленгипротранс" получил прибыль 3,4 млрд рублей

Главный проектировщик объектов РЖД и метрополитена ПАО "Ленгипротранс" в 2016 году в 22 раза увеличил чистую прибыль — она составила 3,4 млрд рублей против 155,3 млн рублей в 2015 году. Объем заказов институт "Ленгипротранс" в 2016 году нарастил почти впятеро по сравнению с 2015 годом — до 506 млн рублей, по данным СПАРК. В будущем институт рассчитывает на транспортные проекты для месторождений "Газпрома" и освоения Арктики.

Институт "Ленгипротранс" традиционно разрабатывает все основные проекты на Северо-Западе, связанные с железной дорогой и метро. По 25% в акционерном капитале ПАО "Ленгипротранс" принадлежит Валерию Маркелову и Алексею Крапивину, 14,5% через ООО "Алакса" контролирует Юрий Ободовский (все трое бизнесменов входят в совет директоров ПАО "Бамстроймеханизация", которое считается структурой РЖД), 12,5% — у Бориса Ушеровича.

Несмотря на уход Владимира Якунина из РЖД, подряды монополиста выполняют работавшие при нем компании

Несмотря на уход Владимира Якунина из РЖД, подряды монополиста выполняют работавшие при нем компании

55901
Ольга Мягченко, Наталья Ковтун

Крупнейший заказчик института — ПАО "Российские железные дороги" (РЖД). В прошлом году "Ленгипротранс" получил от него заказов почти на 400 млн рублей, в то время как в провальном 2015-м сумма контрактов недотянула даже до 34 млн, а в 2014-м поручений от этого заказчика, судя по данным СПАРК, не было вовсе.

В кризис финансовые показатели института серьезно просели: выручка сократилась с 4,3 млрд рублей по итогам 2013 года до 1,9 млрд в 2015-м. В 2015 году институт даже сократил свой штат на 7%, до 865 человек, и диверсифицировал портфель заказов. Так, компания взялась за непрофильную для себя работу — проектирование психоневрологического интерната в Павловске за 33 млн рублей.

Пути ведут в порт

Уже в 2016 году ситуация начала выравниваться: институт стал энергичнее судиться со своими должниками (выиграл судебных дел на 91 млн рублей), получил несколько крупных контрактов. Один из них — проектирование реконструкции железной дороги на участке Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород для обеспечения подходов к портам Финского залива, в частности к порту Усть-Луга (около 378 млн рублей). Ранее гендиректор института Дмитрий Голубовский пояснял, что задача РЖД — к 2020 году почти утроить загрузку железнодорожного участка Дмитров — Сонково — Мга, через который грузы из Москвы и других регионов России идут в порты Северо-Запада: Усть-Луга, Приморск, Бронка. Институт должен разработать проект, позволяющий осуществить эту задачу.

Железнодорожная ветка в направлении портов загружена почти на 100%. Значит, учитывая планы РЖД по росту грузопотока, нужно увеличить пропускную способность портового направления минимум втрое. Для этого, в частности, будет реконструирована линия Мга — Сонково — Дмитров, куда перейдет часть грузопотока с линии Бабаево — Волховстрой — Мга. В итоге ветки смогут справиться с запланированным объемом грузов и в случае необходимости будут дублировать друг друга.

Железнодорожные пути идут по малонаселенным территориям, а значит, к ним нет подъездных автодорог. Это предстоит предусмотреть проектировщику. Кроме того, здесь нет источников электроснабжения, которые также придется создавать с нуля.

Планы по усилению грузопотока в порты южной части Финского залива и комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород РЖД обнародовали еще в начале 2000-х. Реализация проекта началась в 2003-м. Стоимость его оценивается в 152,3 млрд рублей, уже потрачено свыше 107 млрд рублей. К 2020 году пропускная способность Усть-Лужского железнодорожного узла должна вырасти с 6,3 млн тонн (объемы 2007 года) до 67,8 млн тонн.

РЖД теряют высокодоходные грузы и наращивают перевозку низкодоходных

РЖД теряют высокодоходные грузы и наращивают перевозку низкодоходных

1511
Дмитрий Ханцевич

Воплощению этих грандиозных планов все время мешают кризисы: сначала из-за экономических проблем 2008-2009 годов проект немного притормозил, потом, в конце 2014-го, обсуждалось сокращение финансирования ремонта и реконструкции магистрали. Однако сроки реализации проекта и объемы финансирования остались прежними — около 3,25 млрд рублей на 2017 год. На ветку Дмитров — Сонково — Мга в этом году выделили 345 млн рублей. Проектирование по этому проекту началось в 2016 году. До конца 2018 года институт "Ленгипротранс" должен сдать проект железнодорожному монополисту. Проектирование разбито на несколько этапов. Строительные работы на участке начнутся уже в 2017 году, по мере готовности первого этапа проекта.

На север

Помимо железнодорожных проектов, "Ленгипротранс" возлагает большие надежды на участие в планах "Газпрома" по освоению месторождений на полуострове Ямал, а также на арктические программы. В частности, для реализации этих планов нужно построить Северный широтный ход — это железнодорожная магистраль протяженностью 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. Она свяжет западный и восточный районы полуострова, Северную железную дорогу со Свердловской. Сейчас идет проектирование этой магистрали.

Вот только о сроках ее сдачи пока говорить трудно. По первоначальным планам она должна была быть сдана еще в 2015 году. Но, как пояснял в январе 2017 года член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Михаил Жуков, сроки все время переносились из-за роста сметы. В ценах 2011 года стоимость строительства Северного широтного хода оценивалась в 150 млрд рублей. В 2015 году его оценили в 190 млрд рублей, а в октябре 2016-го — в 230 млрд рублей. И это не предел: время от времени появляются оценки и в гораздо большие суммы.

Сейчас чиновники осторожно говорят, что проект создания Северного широтного хода включен в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года.

Новости партнеров
Реклама