Шпаргалка для владельца бизнеса–банкрота

 

Автор — управляющий партнер "M16 Групп"
Банкротство — это, как ни дико звучит, одно из нормальных состояний бизнеса. Даже нынешний президент США долго был на грани личного банкротства и был вынужден заложить свой Trump Tower. Что такое банкротство? Это очищение — с какой стороны ни посмотри. Хотите нивелировать риски от покупки подозрительного актива? Обанкротьте его. Хотите снизить долговую нагрузку, получить реструктуризацию? Обанкротьте свое предприятие.
Есть, конечно, и минусы. Государство не даст субсидию (что актуально, например, для агробизнеса), банки внесут в черный список и не дадут кредит. Но так ли это страшно? Я знаю многих людей, которые вкладывали огромные деньги в поддержание компаний в предбанкротном состоянии и своими деньгами не допускали банкротства обществ. Из своего кармана они гасили кредиты за компанию, платили зарплаты людям. А в итоге предприятие все равно сваливалось в банкротство. И десятки или сотни миллионов, потраченные бенефициарами, ни к чему не приводили. Обычно все заканчивалось фразой: "Да лучше бы я сразу это все обанкротил еще в 2008–м".
Тем более что для грамотного и безопасного банкротства не нужно никаких сверххитрых схем. Все стратегии и тактики должника давно расписаны по шагам. Действуя по такой шпаргалке, можно минимизировать риски негативных последствий банкротства.
Во–первых, готовиться к процедуре надо за год. Весь этот год надо пристально следить, чтобы в компании не совершалось сделок по заниженной цене или с заинтересованностью. Надо запастись дружественной задолженностью. Если вы сами активно финансировали свой бизнес, проблем с этим не будет. Если нет — ее надо у кого–нибудь купить.
Во–вторых, бороться за место в реестре кредиторов. Вся борьба за имущество, за арбитражного управляющего, за состав комитета кредиторов, за положение о торгах происходит внутри реестра. Те, кто пропустил срок включения в него, вынуждены занимать созерцательную позицию.
В–третьих, вовремя передать документы компании арбитражному управляющему. В наблюдении — копии, а в конкурсе — всю бухгалтерию. Передать по описи, если управляющий не хочет расписываться в получении — то "Почтой России". На практике 50–100 кг бумаги, 1–3 дня кропотливой работы, 8–15 тыс. рублей почтовых расходов снизят вероятность привлечения к субсидиарной ответственности до минимума. И доказательства отправки лучше приобщить к материалам дела о банкротстве в самом начале конкурсного производства.
Ну и последний пункт шпаргалки — личное присутствие бенефициара или руководителя на важнейших заседаниях по делу о банкротстве. Даже если вы доверили ведение дела высококлассным юристам, лучше быть в зале и самому. Особенно на заседаниях, где рассматриваются ходатайства о привлечении вас к субсидиарной ответственности. Если бенефициар сам сидит в зале суда, это, как правило, очень располагает судей, которые, разумеется, беспристрастны, независимы, придерживаются закона — но тоже люди. Они начинают относиться к вам по–человечески.