Дух захватывает. Шесть удивительных книг

 

«Армстронг. Невероятные путешествия мышонка на Луну». Торбен Кульманн. «Поляндрия», 2017

Это новый графический роман от Торбена Кульманна, автора нашумевшего в прошлом году «Линдберга», книги о мышонке, который изобрел летательный аппарат и отправился на нем в Америку. На этот раз мышонок путешествует, как становится понятно из названия книги, на Луну. В «Армстронге» такие же удивительные и фантастические иллюстрации на глянцевых разворотах, которые можно долго разглядывать в мельчайших подробностях, находя все новые детали.
Мышонок не может оторваться от неба, усеянного звездами, глядит на Луну, ведет записи. Чтобы полететь первым на Луну и доказать другим, что это не огромная головка сыра, он долго и кропотливо изучает авиацию, посещает лекции в университете, погружается на дно аквариума с рыбкой, тестируя скафандр, делает чертежи и мастерит летательную капсулу. Не все получается с первого раза, конечно, на пути первооткрывателей всегда много сложностей, но мышонок–мечтатель никого не слушает и идет к своей цели, верит в нее и живет этой мечтой, которая ведет его вперед изо дня в день. Эта книга не только об авиации, она о мечтах, о том, что если очень сильно чего–то пожелать, идти к цели, прилагать много усилий, то мечты обязательно сбудутся. Надо только верить и идти вперед.

«Большие чувства. Азбучные истины». Борис Акунин, Людмила Улицкая, Андрей Бильжо. Clever, 2017

«Вся человеческая культура — о том, как достигнуть берега, о том, как победить самого себя. О том, как обратить большие чувства в мощную силу, генератор энергии, о том, как гордиться тем, что ты способен их испытывать», — пишет в предисловии к книге составитель писатель Мария Голованиевская. Эта большая книга — гимн человеческим чувствам. В каждой главе писатель, художник, журналист, актер рассказывает о том или ином чувстве. Так, журналист Алена Долецкая рассуждает о том, что же такое шестое чувство, писатель Татьяна Москвина берется объяснить, что такое любовь, прозаик Майя Кучерская пишет о тревоге, писатель Евгений Водолазкин — об обиде, а писатель Борис Акунин — о ненависти. В азбучном порядке авторы рассуждают о щепетильности, вдохновении, зависти и вине, скуке и мстительности, печали и ярости. Всего в книге собраны 33 чувства, по количеству букв алфавита.
Порой объяснить ребенку, что он испытывает, довольно сложно. Особенно когда речь идет о подростках, тут материи совсем тонкие, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Авторы берутся объяснить читателям, что они испытывают, как можно трактовать то или иное чувство, почему мы так чувствуем и что с этим делать, и нужно ли что–то делать. Кто–то подробно рассказывает о чувствах, кто–то с юмором и примерами из жизни, а кто–то — с налетом грусти.

«Тайны глобуса Блау». Мария Пономаренко. «Белая ворона», 2016

Книга — находка для молодых пытливых умов. Удивительная и загадочная история огромного 300–летнего глобуса Блау, попавшего в Россию еще при Петре I и находящегося сейчас в Государственном историческом музее. Глобус можно бесконечно рассматривать, находя новые подробности и детали: на нем изображены не только материки, но и реки, озера, лошади, броненосцы, крокодилы и караваны верблюдов. Что шуршит внутри глобуса, кто рисовал карты и так ли он удобен, что за Тартария такая и что такое готторпский глобус, почему он оказался в России, сколько километров преодолел за свою жизнь и какие легенды с ним связаны. На глобусе отражены все знания о земле к ХVII веку, поэтому на картах отсутствуют Камчатка, Аляска и Сахалин, а Корея и Калифорния изображены как острова. На каждой странице загадочные схемы, старые карты, фотографии и рисунки, с которыми моментально погружаешься в XVII век, когда по морям ходили отважные мореплаватели. Книгу хочется разглядывать снова и снова, представляя дальние земли, невиданных животных и смелых пиратов.

«Маленький театр Ребекки». Ребекка Дотремер. «Манн, Иванов и Фербер», 2017

Бывают интересные книги, бывают издания, которые хочешь перечитать, просмотреть или поделиться, а бывают такие, от которых захватывает дух, которые не хочется выпускать из рук. И «Маленький театр Ребекки» — именно такая книга. Это килограмм счастья для детей и взрослых (да–да, именно столько весит книга). Автор — Ребекка Дотремер — одна из самых известных художниц Франции. Под обложкой скрывается не одна, а сотни историй, которые можно придумать в театре с настоящими героями и декорациями. Перед читателем разворачивается представление с целой толпой персонажей: Червонные Королева и Король, Злыдни, Баба–яга и ее собака Ууяга, Мальчик–с–пальчик, Присцилла, Петиру, Роксана и поэт, Алиса и гусеница, птица Додо. Все они встречаются внутри театра, и у каждого есть своя цитата, фраза или поступок. Тончайшие ажурные иллюстрации вырезаны лазером: вот хрупкие веточки деревьев, за ними миниатюрные герои перебегают с одной страницы на другую, дальше тонкие прутики железных ворот, за которыми виднеются очередные сказочные персонажи книги, нежные фигурки принцесс и животных, вырезанные с такой точностью, что каждый раз боишься порвать или зацепить кого–то, бережно переворачиваешь страницы.
Сегодня в голове складывается один сюжет, завтра — другой, а послезавтра получается совершенно новая история, которая бы и в голову не пришла пару дней назад. Каждая страница — словно декорация для сцены в театре, где главный режиссер не кто иной, как читатель.

«Мэри Поппинс на кухне». Памела Треверс, Мэри Шепард. «Росмэн», 2016

Книга для ценителей Мэри Поппинс и лимонного суфле. Почему суфле? А правда, почему? Ведь в книге есть рецепты овсяного печенья, королевского пудинга, орехового кекса и конфетных «поцелуев». Те самые иллюстрации Мэри Шепард дополняют истории о Мэри Поппинс, которая, как оказалось, отлично умеет готовить. Рецептов не много, но все как на подбор: перевернутый (кверхтормашковый) торт с персиками, совсем простой кекс и кекс «Зодиак», пастуший пирог. В историях няня номер один готовит с такой заботой, а Треверс описывает этот процесс в таких подробностях, что чувствуешь аромат курицы с хлебным соусом и мясных рулетиков, ирландской тушенки и бананов с медом. Очаровательные иллюстрации ко всем дням недели, из которых, собственно, и состоит книга. Один минус — сложно ее читать вечером, потому как хочется сразу бежать и начинать готовить все рецепты. В издательстве «Росмэн» также впервые в России вышла книга «Мэри Поппинс» с оригинальными черно–белыми иллюстрациями Мэри Шепард, автора первых иллюстраций о няне, в пересказе Бориса Заходера.

«История старой квартиры». Александра Литвина, Анна Десницкая. «Самокат», 2017

«История старой квартиры» должна — нет, просто обязана стоять на каждой книжкой полке. Эта книга — ностальгия, энциклопедия жизни, история людей, времени, быта. Семья Муромцевых в 1902 году переезжает в новую квартиру, которая пахнем «краской, клейстером и воском». «На новом месте нас всех, наверное, ждет много счастья», — пишет Ирина Муромцева, девочка, которая переезжает со своей семьей. А дальше словно не книгу читаешь, а смотришь фильм: видишь, как семья Муромцевых заносит вещи, дворник Маркел несет чемоданы, а няня Никифоровна — фикус, папа Илья Степанович Муромцев расставляет книги. Вокруг квартиры на полях стрелочками подписаны все комнаты, члены семьи, вещи, утварь, одежда. На следующем развороте семья спустя 12 лет празднует Рождество. «Из кухни пахнет пирогами, на елке, которую вчера утром принесли с базара на Театральной площади, уже горят свечи». Идет Первая мировая война, о которой рассказывает дальше Николка Муромцев, брат Ирины.
И дальше книга страница за страницей раскрывает историю 100 лет жизни не одной семьи, а всей страны, эпохи. На каждом развороте дети рассказывают о поворотах судьбы, радостях и несчастьях, новых соседях, нравах того времени. На картинках, где до мелочей прорисован быт коммунальной квартиры, разглядываешь маленькие открытки и фотографии, старые фантики, справки, вырезки из газет. Ближе к 1990–м начинаешь узнавать в рисунках какие–то вещи и предметы быта, которые были во всех семьях. На последнем развороте квартира 2002 года, та самая, которая менялась и трансформировалась на протяжении всей книги.