Сервис по бронированию отелей Oktogo закрылся

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Петербургский сервис онлайн-бронирования Oktogo прекратил работу. Его долю, считают предприниматели, быстро поделят между собой другие игроки.

Петербургский сервис бронирования Oktogo больше не работает: сайт компании не открывается, группы в соцсетях не обновляются, в Интернете на компанию жалуются недовольные клиенты и партнеры, которые пишут, что телефоны компании молчат. Кроме того, на сайте Арбитражного суда размещены несколько исков с требованием выплаты средств от компаний-партнеров сервиса. С начала года против компании подали 17 исков.
В 2013 году Марина Колесник, гендиректор петербургского ООО "Октого", рассказывала dp.ru, что рынок растет и требует активных действий от игроков. В то время компания несколько раз привлекала крупные инвестиции, продавая доли в бизнесе. Например, в 2012 году 30% "Октого", например, за $10 млн выкупили структуры "ВТБ Капитал", затем Victor Sazhin Group вложила в сервис $11 млн. Суммарные инвестиции в проект — $26 млн, компанию в 2013 году в итоге оценивали в $40 млн.
Участники рынка считают, что дело не в проблемах отрасли, а в частных неприятностях компании. По оценке бизнеса, на российском рынке онлайн-бронирования почти 80% занимает Booking.com. Объем рынка, по оценкам бизнеса, превышает 45 млрд рублей. Среди других игроков — Trivago, Hotels.ru, Ostrovok и другие.
Павел Дашевский, гендиректор ресурса DOLGI.ru, уверен, что уход Oktogo мало повлияет, если не сказать, что никак не повлияет на российский рынок онлайн-бронирования отелей и хостелов. Сегодня на этом рынке, уверен специалист, достаточно много игроков, которые вполне способны занять освободившуюся нишу.
"Более того, не исключено, что именно высокая конкуренция стала одной из предпосылок закрытия Oktogo. Если говорить о последствиях ликвидации сервиса — то это сотни отельеров, которым сервис задолжал деньги за бронь, и тысячи клиентов, у которых сложилось общее негативное впечатление об онлайновых сервисах по бронированию отелей и хостелов. Но это обычные проблемы роста и развития любого рынка, — рассуждает Павел Дашевский. — Причина ухода сервиса неочевидна, однако, на мой взгляд, главными предпосылками стали высокая конкуренция на рынке и неэффективный менеджмент в компании, из-за которого и возникли крупные долги".
"Мы с не работаем с Oktogo года два или три, потому что у них уже не первый год сложности, и условия для малых фирм были неудобными, — говорит владелица хостела "Тайга" Алена Енова. — У меня есть несколько коллег, которым они должны, но эти проблемы тоже начались давно, у компании была репутация неплательщика". Предпринимательница добавляет, что Oktogo не входил в число явных лидеров рынка: он был в десятке, но не в тройке крупнейших фирм, поэтому катастрофы от его ухода не случится.
"В целом, доля Oktogo в системах онлайн-бронирования не такая большая. Произойдет просто очередное перераспределение рынка среди других игроков, — соглашается Елена Лысенкова, гендиректор Hospitality Income Consulting. — Другой вопрос, что людям, которые уже забронировали номера через Oktogo, гостиницы будут вынуждены оказать эти услуги, вне зависимости от того, получило ли средство размещения деньги от Oktogo за данную бронь. Так как, к сожалению, отрицательный резонанс и недовольство гостя в первую очередь скажется на отеле, нежели на Oktogo как провайдере этих услуг. Перед гостиницами будет стоять выбор — принять на себя это обязательство или перевести его в рисковую историю".