Отели и гости вышли в онлайн

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Рынок онлайн–бронирования гостиниц растет на 40–50% в год, и места для новых игроков еще достаточно. Всего за несколько лет объем российского рынка онлайн–бронирования  достиг $1,5 млрд в год.

Всего за несколько лет объем российского рынка онлайн–бронирования гостиниц достиг $1,5 млрд в год. 10% онлайн–продаж приходится на игроков из Петербурга.
"В целом по России рост рынка составляет 40 – 50%, и такие мощные темпы сохранятся еще несколько лет. Мы сейчас в той стадии развития, которую западные страны прошли несколько лет назад", — рассказывает Федор Егоров, региональный директор отдела по работе с отелями России и СНГ компании Ostrovok.
Бурное развитие сегмента связано с тем, что россияне освоили покупки через Интернет и стали чаще путешествовать самостоятельно, а также с тем, что в онлайн–продажах заинтересованы отели. "В среднесрочной перспективе в Петербурге показатель продаж через Интернет в туристической сфере будет приближаться к среднему европейскому уровню — около 30%", — прогнозирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.

Укрупняйся или проваливай

"То, что сейчас происходит на рынке онлайн–бронирования гостиниц, можно описать кратко: go big or go home. Но рынок еще пока не консолидирован, нет самого крупного игрока — борьба обострится в ближайшие пару лет", — считает Марина Колесник, генеральный директор петербургского ООО "Октого" (система бронирования Oktogo). Инвесторы уже интересуются этим бизнесом. В прошлом году около 30% "Октого", например, за $10 млн выкупили структуры "ВТБ Капитал". "Около половины этих средств уже потрачено, в частности, мы расширили базу отелей до 5 тыс. Сейчас мы в процессе получения нового транша финансирования в дополнение к полученным ранее средствам", — рассказала Марина Колесник.
Расширение планируют и другие российские игроки. Например, создатели Ostrovok сообщили, что $13,6 млн, вложенными в проект, не ограничатся и на Петербург компания имеет большие планы.
Западные компании тоже пытаются заработать на перспективном российском рынке. Только за последние пару лет на него вышло около десятка сервисов, среди которых американские Hotels.com и TripAdvisor, немецкие HRS и Trivago, азиатский Agodo, австралийский Hotelscombined и другие.
"Они не просто предлагают русифицированные страницы, а занимаются активным маркетингом и продвижением. Думаю, в Россию придет еще несколько крупных систем бронирования", — рассуждает Марина Колесник.
Свою часть пирога пытаются отвоевать также небольшие петербургские компании, продвигающие собственные разработки: сервисы "Апарти", "Хочу–Это", "Эдельвейс". "Но мы держимся сейчас только за счет того, что 4 года назад успели зайти на рынок. Сейчас это возможно только с инвестициями от $10 млн", — говорит Тамара Буйлова, генеральный директор ООО "Апарти Системс". В перспективе небольшим компаниям, не нашедшим инвесторов, придется переходить в какую–либо узкую нишу, например бронирования гольф–отелей.

Отели онлайн

При том, что в Петербурге работает не менее 1 тыс. гостиниц, в Интернете можно найти только 500 отелей. "Каждый год появляется порядка 80 новых объектов, но многие и закрываются. Те, кто выходит из тени, активно подключаются к онлайн–продажам", — говорит Федор Егоров.
Намечается новая тенденция: если еще несколько лет назад гостиницы не видели особых перспектив в онлайн–продажах и были рады одному бронированию в месяц, то сейчас даже начинать разговор без истории продаж не желают. "Через Интернет небольшие отели получают 15–20% постояльцев. Рост продолжится во всех сегментах", — резюмирует сопредседатель The Hotels Club Елена Речиц.