Когда банкиры и ретейлеры оценят Big Data

  

Хотя понятие Big Data (BD, "большие данные") в следующем году отметит свое десятилетие, в российских кредитных организациях методы и инструменты обработки данных огромных объемов, начиная с десятков терабайт, все еще остаются модной темой для обсуждения. Только крупнейшие розничные банки сумели поставить "большие данные" на службу маркетингу и продажам, прежде всего для анализа поведения и интересов потенциальных клиентов, чтобы делать им индивидуальные предложения. Основные же области применения BD–технологий — извлечение полезной информации из соцсетей и таргетирование рекламы. А противодействие мошенничеству, управление рисками и тому подобное — практически не имеют опыта реализации.
Недавний скандал между соцсетью "ВКонтакте", НБКИ (Национальное бюро кредитных историй) и одним из ключевых операторов BD–сервисов, работающим под брендом Double Data, может еще больше затормозить проникновение BD в банковскую практику. "ВКонтакте" указывает на отсутствие у сервис–провайдера разрешения от соцсети и ее пользователей на извлечение данных о заемщиках для оценки их кредитоспособности и последующего коммерческого распространения этих сведений через НБКИ. Если же разбирательство завершится в пользу оператора, получающего из "больших данных" информацию в интересах маркетинговых кампаний банков, то этот сегмент рынка в направлении Big Data получит серьезный импульс для развития. Полагаю, здесь уместна аналогия с применением BD для торговых компаний. Правда, банки изучают преимущественно внешние "большие данные", а целью ретейлеров может являться генерация массовых маркетинговых кампаний на основе исследования внутренних данных торговых предприятий.
Также BD–методы в ближайшее время может взять на вооружение главный финансовый регулятор. В 2016 году Банк России запустил пилотный проект по сбору отчетных данных из НФО (некредитных финансовых организаций) в формате XBRL (eXtensible Business Reporting Language, расширяемый язык деловой отчетности — международный стандарт раскрытия финансовой информации). С 1 января 2018 года новая система контроля НФО заработает в полную силу, а до этого времени регулятор должен принять решение о целесообразности масштабировать этот подход на банки. Это означает, что действующую систему контроля, опирающуюся на сбор форм обязательной отчетности банков, может заменить технология передачи регулятору детальных данных и показателей, структурированных на основе таксономии XBRL. Когда это произойдет, Банк России получит в том числе новые возможности анализа поступающих к нему "больших данных" не только для контроля за деятельностью банков, но и с целью прогнозирования состояния финансовой отрасли, ее устойчивости, рисков и прочего.
Похожие задачи, решаемые с помощью BD–технологий, могут заинтересовать и ФНС, которой в онлайн–режиме станут поступать фискальные данные торговых организаций. Вероятнее всего, они будут аккумулироваться в едином хранилище данных ведомства, а затем подвергаться обработке BD–методами и средствами BI (Business Intelligence, бизнес–анализ).
Автор - заместитель гендиректора по развитию бизнеса Intersoft Lab