Непонятые символы

Возвращение Исаакиевского собора РПЦ названо символом примирения народа, но пока выходит только раздор.

Патриарх Кирилл впервые публично высказался на тему передачи Исаакиевского собора РПЦ. На заседании Высшего церковного совета в Москве — но в преддверии Международного дня православной молодежи, который завершился литургией в Петербурге, в самом Исаакии, — предстоятель РПЦ сообщил, что "передача собора… в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа". "Мир вокруг возвращенных церквей должен стать олицетворением согласия и взаимного прощения "белых" с "красными", верующих с неверующими, богатых с бедными, ведь красота Исаакиевского собора, открытого для всех, одинаково доходит до сердца каждого человека, независимо от национальности, убеждений, веры, языка, на котором он говорит", — цитирует патриарха Кирилла Интерфакс.

Предупреждать надо

Известие о том, что передача собора есть шаг к примирению, достигло ушей интересующихся процессом граждан несколько запоздало. Эксперты и конспирологи за 2 месяца сконструировали уже с десяток сценариев подковерных интриг вокруг собора с участием высших руководителей страны и города, согласно которым передача Исаакия является хитрым шагом то ли тех, то ли этих по дискредитации одних, возвышению других и "подставе" третьих. Но оказалось, что это примирение.
С другой стороны, о том, что шагом к примирению была и установка на фасаде Захарьевской, 22, мемориальной доски в память Карла Густава Маннергейма, общественность узнала и вовсе через полгода после. Уже после того, как доску пришлось снять, потому что ее непрестанно обливали краской и рубили топором, Российское военно–историческое общество нехотя признало авторство инициативы, пояснив, что это был шаг в сторону примирения с прошлым. Шаг остался непонятым, ну так предупреждать же надо.
Довольно странно, конечно, со стороны наблюдать акты примирения явочным порядком, тем более с позиции силы — силы потому, что исходят эти акты в формате "вопрос решен". У тех, кто выступает против передачи, должно зародиться смутное ощущение пребывания на обочине. И это ощущение толкает людей на сопротивление, ведь на обочине оказаться никому не хочется.
Конфликт в обществе очевиден и патриарху, и его недоброжелателям, но причины и линию раскола они, кажется, видят по–разному. Церковь пытается закрыть старые счета с властью, и это у нее на самом деле вполне получается, потому что субъектов той дискуссии уже не осталось. "Красные", утверждающие, что Бога нет, а в церквях нужно разместить склады и кинотеатры, если в России и существуют, то в исчезающе малом количестве. Ненамного больше и классических "белых" — когда в Петербурге пришлось демонтировать также и памятную доску Александру Колчаку, за нее никто не вступился. Вероятно, "красным" следует считать Сталина, а "белым" — того же Маннергейма, но мы видим, что к примирению по этим вопросам еще не подходили. Организаторы установки доски тоже попробовали примириться по 1917 году, игнорируя последующие события.

Старые обиды

За прошедший век в России одни конфликты отодвигались в тень, возникали новые, переплетаясь самым невероятным образом. Те, кто сейчас выступает против передачи собора, вряд ли готовы признать за собой грехи прадедов и поэтому не чувствуют на себе никакого взаимного прощения, о котором говорит Кирилл. Их ли прощают или давно умерших, расстрелянных, погибших на войне прадедов? А если их, то за что?
Это церковь, может быть, способна игнорировать контекст времени, но у людей это получается куда хуже. С позиций XXI века прощение церковью тех, кто разрушал храмы, уже не выглядит такой уж однозначной ценностью, так что и примирение выглядит не компромиссом, а контрреволюцией. И для тех, кто поддерживает передачу, она тоже станет не примирением с оппонентами, а торжеством над ними. Для настоящего примирения — а не просто примирения с реальностью — эту историю, пожалуй, нужно начинать с чистого листа. Шанс на это был в 1990–е, но уже, кажется, потерян. Впрочем, существует также точка зрения, согласно которой примирение можно объявить указом. Но почему–то в таких случаях выходит один только раздор.