Ждун и другие шедевры: как искусство превратилось в мемы

Автор фото: Коллаж "ДП": Марк Шагал «Над городом» (1918), Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883—1885)

Искусство вообще все чаще получает новую жизнь в формате мемов: о деятельности голландской художницы Маргрит ван Брифорт в России узнали в основном благодаря интернет-мемам, так же было с Адель Морзе и ее "упоротым лисом", а картинам классиков насмешки в соцсетях подарили новое, пусть и неоднозначное прочтение.

Российские пользователи социальных сетей в 2017 году нашли новый объект для создания многочисленных мемов. В их поле зрения попала работа голландской художницы Маргрит ван Брифорт под названием Homunculus Loxodontus. Завсегдатаи соцсетей переименовали ее в Ждуна и создали изрядное количество забавных и бессмысленных картинок. Это уже не первый случай, когда интернет-пространство превращается в ироничную галерею не слишком известного художника. Например, в марте 2016 года то же самое случилось с инсталляцией мексиканского художника Хорхе Мендеса Блейка "Влияние одной книги", представляющую из себя кирпичную стену, под которой лежит книга Франца Кафки. Пользователи шутили, что "начитанный каменщик — горе на стройке", а вместо книги немецкого писателя "подкладывали" под кирпичи сборник мемов и томик Дарьи Донцовой.

Безумные чучела

Именно благодаря мемам несколько лет назад в России узнали о британской художнице Адель Морзе. Точнее, о самой художнице узнали гораздо позже, чем о так называемом "упоротом лисе" — чучеле животного, при изготовлении которого таксидермистка совершила несколько ошибок, из-за чего результат вышел достаточно комичным. Увидев, что задумка, мягко говоря, не удалась, художница сначала забросила чучело в картонную коробку, а потом просто решила продать на ebay. Там "упоротого лиса" и обнаружили российские пользователи, превратившие старания неопытной таксидермистки в объект насмешек и бесчисленные мемы. В 2013 году чучело, ставшее, по выражению журналистов Daily mail, настоящей "интернет-знаменитостью", даже решили привезти в Россию. Встретили художницу, лиса и его нового владельца, купившего чучело на аукционе, почти как голливудских звезд. На открытии выставки героев оцепили журналисты, а место проведения мероприятия даже пикетировали "Коммунисты Петербурга", попутно обвиняя Адель Морзе в чудовищных экспериментах над животными и других страшных злодеяниях. Сама художница, признавшись, что ждала максимум 20 журналистов и никого больше, долго удивлялась толпе людей и интересу, который вызвала неудавшаяся работа.
"Все происходящее гораздо более безумно, чем сам лис", — говорила она.
Удивлялась художница, конечно, зря. Мир уже знал случай, когда неудавшееся чучело было даже продано дороже, чем творения многих живущих в современном мире художников. Такое случилось с работой Дэмьена Херста "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", которая представляла из себя акулу в аквариуме. Последняя из-за неудачного исполнения начала со временем разлагаться, а в 2005 году коллекционер Стив Коэн выложил за нее $12 млн. После этого не раз озвучивалась мысль, что цена, за которую приобретают работу художника в современном мире, тоже становится частью искусства.

Классика мемов

В мемы превращали не только странные или неудавшиеся работы современных художников. Над картиной Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына" в Сети потешались еще активнее, чем над "упоротым лисом". Кстати, мем, на котором Иван Грозный убивал лиса, тоже в итоге создали. В Сети не без энтузиазма издевались над "Американской готикой" Гранта Вуда, "Моной Лизой" Да Винчи, "Криком" Эдварда Мунка, а "Постоянство памяти" Сальвадора Дали не раз становилось фоном для других популярных мемов.  
В 2016 году после "очереди на Cерова" в Интернете расползлись ироничные картинки, посвященные "Девочке с персиками" и самой очереди. Возможно, именно благодаря им некоторые и решили присоединиться к этой очереди.
С одной стороны, это все больше похоже на издевательство над настоящим искусством, с другой — молодые художники получили новое выставочное пространство (пусть несерьезные паблики и не самая престижная галерея), а классики — новую жизнь, какой бы странной она ни казалась. В конце концов, то, с какой скоростью работа художника распространяется по социальным сетям, вполне тоже может стать критерием оценки того или иного арт-объекта.
Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!