Ситуация на рынке труда в 2017 году будет не лучше, чем в 2016-м: обострится кадровый голод, вырастет текучка сотрудников, а у тех работников, кто выжил в компаниях в предыдущий год, начнутся проблемы с мотивацией. Эксперты предупреждают работодателей: в такой ситуации расслабляться нельзя.
"В 2016 году ситуация на рынке труда была стабильной, но точно не в фазе роста, — напоминает генеральный директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис. — Вакансии в компаниях в основном открывались в случае ухода сотрудников. Если не брать бюджетные организации, равно как компании с государственным участием и работающие в добыче сырья, то главной задачей бизнеса, по сути, было выживание. Хорошим результатом 2016 года стало отсутствие больших сокращений".
В наступившем году позитивных прогнозов от экспертов ждать не приходится. Они уверены, что работодателя ожидает еще больший кадровый голод, падение мотивации у старых сотрудников, текучка кадров, и все это усугубится сложностями взаимопонимания с новым поколением работников.
Проблемы рынка
Среди главных проблем, с которыми столкнется рынок труда в этом году, Анна Клеопина, директор по персоналу корпорации "Термекс", называет нехватку кандидатов, способных отвечать за стратегическое развитие той или иной функции или компании в целом. Кадровый голод станет одним из основных трендов 2017 года, но начался он не вчера: просто с каждым годом заметно усиливается, напоминает Сергей Пикус, генеральный директор рекламной группы "Иллан".
Для работодателя кадровый голод означает, что рынок труда становится, как говорится, рынком кандидатов, поясняет Анна Клеопина. "Люди, способные оптимизировать, перестраивать процессы, создавать системы и показывать результат, будут диктовать работодателям свои условия", — говорит она. Соответственно, затраты работодателя вырастут, и прежде всего за счет бонусов. Компании, заинтересованные в нужных специалистах, должны будут очень скрупулезно работать над ценностным предложением для кандидатов: ДМС или абонементы в спортзал уже перестали быть инструментом "перекупки". "Компании будут вынуждены переплачивать востребованным и редким специалистам, тогда как большое количество кандидатов с оконченным высшим образованием не смогут найти достойную работу", — согласна с коллегой Татьяна Бахарева, руководитель офиса Hays в Петербурге.
Хлопоты работодателям доставляют и так называемые прыгающие кадры: люди, часто меняющие место работы и из-за этого не имеющие достаточного опыта. "Такие сотрудники реже остаются лояльны компании, не способны развивать бизнес в трудные времена. Отсюда вторая глобальная проблема — текучка кадров", — говорит Лариса Арзуманян, главный менеджер по развитию и подбору персонала компании "Арт-Рекрутинг". В определенной мере это не столько проблема прошлого или наступившего года, сколько проблема поколенческая: люди привыкли к своим высоким зарплатам и небольшому объему работы.
Шамиль Исмаилов, директор петербургского представительства рекрутинговой компании Brainpower, полагает, что в новом году кадровый дефицит ощутят компании, рассчитывающие на работу с Западом, несмотря на текущую политическую ситуацию. "Остро ощущается нехватка англоговорящего персонала, — уточняет он. — Причем не только там, где это является необходимостью, вроде отелей, но и в компаниях, напрямую не связанных с туризмом. Работодатели хотят расширять клиентскую базу, смотрят на Запад, поэтому одним из главных требований становится знание иностранных языков. Это требование применяется ко всем, от директоров до менеджеров среднего звена", — поясняет Шамиль Исмаилов.
Еще одна проблема, с которой столкнутся работодатели в 2017 году, — падение мотивации у сотрудников, считает Андрей Шевченко, генеральный директор компании "Анекко". Известно, что во время войны у населения заметно меньше депрессий, а после — заметно больше. В кризис это правило тоже работает: более стабильные времена принесут работодателю новую головную боль — как поддержать КПД и мотивацию работников, успевших выложиться по полной в кризисное время. "На фоне общей погони за эффективностью компании, которые не будут тщательно следить за работоспособностью своих сотрудников, просто обречены, — предостерегает Максим Юшин, генеральный директор HR-Profit. — Исключения составляют государственные компании".
Все эти проблемы усугубляются сложностями с так называемым поколением Y. "На сцену выходит новое поколение — это люди, у которых существенно отличается мотивация от того, к чему мы привыкли. Работа для них — далеко не основное, они намного больше времени уделяют путешествиям и саморазвитию. Для них работа — это средство существования, и, как правило, их уровень компетенции низок: грустно наблюдать, как люди с высшим образованием скачут от одной компании к другой и не набираются никакого опыта", — говорит Сергей Пикус.
Кто будет главным
Впрочем, некоторые эксперты видят и хорошие тренды в жизни работодателей. "В 2017 году начнется процесс ухода многих специальностей на аутсорсинг, — уверен Андрей Шевченко. — Для работодателя такая схема и дешевле, так как не надо держать людей в штате, и проще: этими кадрами не нужно управлять. Соответственно, имеет смысл ожидать роста и развития компаний по предоставлению услуги аутсорса". "А офисный планктон пойдет собирать бутылки, — категоричен Сергей Пикус. — Потому что целый ряд офисных профессий выводится на аутсорс: менеджерские обязанности, юридическая работа. Call-центры вообще умрут как класс". Еще одна примечательная тенденция, перешедшая из 2016 года в 2017-й, по мнению Ларисы Арзуманян, — более жесткий подход компаний к оценке эффективности топ-менеджмента.
"Компании стали чаще менять свое топ-руководство, не весь состав, конечно, но точечно. Снимают топ-менеджера и ищут другого: нужны свежие идеи, взгляд со стороны. Поэтому одним из важнейших требований становится не только опыт работы, но и наличие у кандидата оригинальных идей", — замечает она. "В течение 2016 года работодатели планомерно повышали требования к кандидатам. Если раньше рассматривался опыт работы в профессии как таковой, то сейчас важен опыт кандидата строго в той сфере, в которой работает компания. Этот тренд продолжится и в этом году", — продолжает Лариса Арзуманян.
"Никаких особых изменений на рынке труда в этом году не предвидится: резкого появления 50-100 тыс. рабочих мест ожидать не приходится, — иронизирует Семен Черноножкин, бизнес-тренер швейцарской компании Gustav Kaser Training International. — Но некоторые положительные тенденции есть". Так, согласно исследованию рекрутинговой компании Antal Russia, в планах 61% работодателей повысить зарплаты сотрудникам, в то время как годом ранее таких было всего 59%. А это может означать, что компании чувствуют финансовую уверенность, что немаловажно. Половина из тех, кто планирует индексации, закладывает повышение на 7-9%. Годом ранее таких было 12%. Есть и такие компании (1%), которые рассматривают повышение более чем на 15%. Набирать новых сотрудников в этом году собирается 41% компаний, чаще других о планах по найму персонала говорят представители компаний из медицинской сферы, FMCG, IT и розничной торговли.
"Конечно же, очень хотелось бы верить в позитивные прогнозы развития рынка труда в следующем году, однако поводов для оптимизма не очень много, — резюмирует Мария Маргулис. — Поскольку рынок труда следует за общей экономической ситуацией". А она оставляет желать лучшего, несмотря на заверения властей в том, что все идет по плану.