00:4611 января 201700:46
41222просмотров
00:4611 января 2017
Смольный втайне от ведущих рекламных агентств передал право торговать рекламой в поездах метро на срок до 2025 года фирме "Метроном". Тем самым город фактически создал монополиста на привлекательном рынке, годовой объем которого составляет 1 млрд рублей.
Сегодня чиновники Городского центра размещения рекламы (ГЦРР), подведомственного комитету по печати, вскрывают конверты с заявками компаний на право продавать рекламные площади на станциях петербургского метро. ГЦРР не хотел допускать к участию фирмы без опыта размещения рекламы в подземке. За разгоревшимся по этому поводу скандалом никто и не заметил, как право торговать рекламой в вагонах поездов метро до 2025 года получила фирма "Метроном". Как выяснил "ДП", ГЦРР пролонгировал контракт десятилетней давности с "Метрономом" до 31 октября 2025 года. Для сравнения: такой же аукцион на право торговать рекламой в метро проходил в 2016 году в Москве. В него была включена реклама как в вагонах, так и на эскалаторах, в пешеходных переходах и вестибюлях метро.
Все свои
"Метроном" — одна из четырех компаний, которым Смольный в 2006 году передал право торговать рекламой в петербургской подземке в течение 10 лет. Другие три участника этого рынка — "Коммет", "Афкап" и "Анфас" (см. схему).
В последние годы они передали свои права рекламному агентству "Проспект".
Гендиректор "Проспекта" Георгий Иванов владеет 38,5% компании. Еще 49% — у совладельца "Метронома" Дмитрия Столова. Именно его собеседники "ДП" в Смольном и участники рынка называют человеком, контролирующим подземную рекламу в Петербурге.
Другие собеседники "ДП" на рынке также отмечают, что у истоков формирования этого бизнеса стоял руководитель ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин. Но впоследствии он потерял контроль над процессом и даже начал активно указывать на возмутительно низкие доходы ГУП от рекламы в подземке.
Интересно, что бизнес–партнер Дмитрия Столова по "Проспекту" Георгий Иванов — бывший топ–менеджер ГУП "Петербургский метрополитен". В ГУП он как раз отвечал за размещение рекламы, пока это право не передали коммерческим компаниям.
Не дождались
По условиям контрактов, четыре оператора арендуют площади у ГУП "Петербургский метрополитен". ГУП получает от этого бизнеса лишь около 350 млн рублей в год. При этом годовой оборот "Проспекта", которому операторы передали свои полномочия, по данным СПАРК, составляет до 1,4 млрд рублей.
Столь привлекательный бизнес интересен многим подрядчикам. Так что аукцион на право продавать рекламные площади в метро с нетерпением ждали многие крупные рекламные агентства. Однако в конце 2016 года ГЦРР объявил аукцион лишь на рекламу на станциях петербургского метрополитена. Победитель сегодняшних торгов получит в распоряжение 2,6 тыс. мест площадью 6,6 тыс. м2 на 10 лет. За весь период он пополнит бюджет на сумму от 1,6 млрд рублей (пройдут торги на повышение).
Но реклама в вагонах метро в аукционе не упоминается. Как выяснил "ДП", еще осенью 2015 года этот рынок достался упомянутому выше "Метроному". Контракт с компанией пролонгировали 10 октября 2015 года на 10 лет. Опрошенные "ДП" игроки рынка размещения рекламы ничего не слышали о процедуре выбора оператора на столь длительный новый срок, хотя охотно поучаствовали бы в таких торгах.
Прайс на размещение рекламы в вагонах петербургской подземки можно найти на сайте рекламного агентства "Проспект". Компания активно пользуется правом, полученным от "Метронома".
В ГУП "Петербургский метрополитен" не стали отвечать на вопросы "ДП", сославшись на то, что вопрос находится в компетенции ГЦРР. Ситуацию прокомментировали в комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, которому подчиняется ГЦРР.
Как сообщил заместитель председателя комитета Александр Дрожжин, контракт с "Метрономом" пролонгирован на законных основаниях. По его словам, теперь компания платит в бюджет 217,8 млн рублей в год. Однако найти данные о соответствующем аукционе на портале торгов "ДП" не удалось. В комитете отказались предоставить какие–либо документы аукциона или контракт с "Метрономом". Чиновники лишь сообщили, что цена, которую платит "Метроном", была установлена на основании договора поручительства между ГЦРР и ГУП "Петербургский метрополитен" в соответствии с тарифными расценками. Эти расценки, в свою очередь, были утверждены ГЦРР и согласованы с комитетом по транспорту в 2009 году, а в 2016–м изменены. "Все свои обязательства "Метроном" выполняет в полном объеме и в определенные договором сроки. Вопросы иной хозяйственной деятельности компании указанным договором не регулируются", — сообщил Александр Дрожжин.
О продлении контракта с "Метрономом" и соответствующем аукционе не слышали и в петербургском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
У истоков рекламного потока
Первая реклама в петербургском метро появилась в 1992 году. Ее оператором выступала американская компания Afcap. В те годы она была монополистом и работала не только в Петербурге, но и в Москве и других российских городах.
Вскоре ГУП "Петербургский метрополитен" охотно пустило на рынок еще несколько частных компаний. Так, в середине 1990–х рекламу в петербургской подземке начали продавать "Коммет" и "Анфас". Одна из учредительниц "Анфаса" Ирина Воробьева затем стала замначальника ГУП по экономике и финансам, а другой совладелец "Анфаса" Юрий Преображенский одновременно стал совладельцем "Коммета". Через пару лет к операторам присоединился "Метроном", у истоков которого стоял гендиректор "Анфаса" Александр Желтов.
Компании связывали с ГУП и адреса регистрации: они совпадали с музеем метро и управлениями подземки, в том числе со службой ее снабжения. Позже компании объединились в Ассоциацию рекламных агентств метрополитена Петербурга, которую возглавлял Игорь Савви. По данным СПАРК, сегодня он владеет "Метрономом" на паритетных началах с упоминавшимся Дмитрием Столовым.
В 2006 году компании получили право продавать рекламу в метро по итогам аукциона. Конкурентов у них практически не было: чиновники не допустили к участию фирмы без соответствующего опыта работы в метро. Такую же хитрость они пытались применить в нынешнем аукционе на размещение рекламы на станциях, но делать это запретило УФАС по Петербургу.
Интересна и такая деталь. В 2008 году глава ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин, его сотрудники Ирина Воробьева (она же — экс–совладелица "Анфаса") и Владимир Лысенков, а также нынешний совладелец "Проспекта" Федор Каменский, тогдашний совладелец "Метронома" Виталий Гришечкин и Виктор Дубровский, сын руководившего тогда УВД метрополитена Сергея Дубровского, зарегистрировали дачное партнерство "Новое Кирполье" во Всеволожском районе. Впрочем, дачный поселок там так и не вырос.
Комментарии
Руководитель Северо–Западного отделения "Эспар–Аналитик" Вера Дементьева:
Сомневаюсь, что вагоны петербургского метрополитена сами по себе могут представлять интерес для рекламодателя. Без поддержки других сегментов такая реклама не будет максимально эффективной. Метрополитен Петербурга, как и Москвы, всегда рассматривался рекламодателями как единый инструмент продвижения. Я тоже обратила внимание на то, что в торги не включили вагоны, ведь объем этого рынка достаточно велик, а наша компания следит за событиями в соседних сегментах рекламной отрасли. О том, что оператор для размещения рекламы в вагонах уже выбран, слышу впервые. Рынок рекламы в метрополитене изначально более узок, нежели рынок наружной рекламы Петербурга, а в завтрашних конкурсных процедурах речь идет даже не обо всем рынке метрополитена, а лишь о его части. В этих условиях каждая компания сама оценивает для себя необходимость участия. Все–таки главное событие — торги на размещение наружной рекламы — еще впереди.
Руководитель УФАС по Петербургу Вадим Владимиров:
Мне очень любопытно, каким образом в Петербурге образовалась монополия на рынке оказания услуг по размещению рекламы в вагонах метро. Мы обязательно запросим у комитета по печати, Городского центра размещения рекламы и ГУП "Петербургский метрополитен" все документы по данному поводу и дадим им правовую оценку.
Гендиректор ООО «Спецстрой» (структурное подразделение печатает рекламные постеры) Артур Данчаров:
Ситуация абсурдная: право торговать рекламой в вестибюлях метро выставлено на торги, а точно такое же право на рекламу в подвижном составе незаметно для рынка передали какой–то фирме. Создается впечатление, что нынешние торги бросили как кость голодной собаке, мол, вы хотели конкуренцию, так получайте, а на практике, как обычно, «отруливают» на своих.