Что нужно учесть при строительстве Восточного диаметра. Комментарий

 

Строительство Восточного скоростного диаметра может начаться через 1,5-2 года, рассказал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко . Трасса должна пройти от ЗСД в районе Благодатной улицы, пересечь Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц и до КАД в районе Кудрово.
По словам губернатора, срок строительства, по предварительным расчетам, составит около 3 лет. Также он рассказал, что у ряда компаний есть заинтересованность построить ВСД по тому же принципу частного-государственного партнерства, что и ЗСД, а предварительная стоимость работ, по версии потенциальных инвесторов, составляет около 150-160 млрд рублей.
Этот проект очень полезен: это и рабочие места, и загрузка наших предприятий. Это будет «трасса-пылесос», которая должна будет высасывать излишний трафик из центра. Хороший пример есть в Берлине, где автобан №1 рассекает город пополам.
Но есть и некоторые пожелания. Хотелось бы, чтобы на ВСД реализовали другие пространственные решения. Было бы большим плюсом использовать подземные пространства — и для прохождения самой трассы, и для размещения перехватывающих парковок, а также обслуживающих и коммерческих объектов.
В городе объективно нет места. ЗСД шел по кромке Петербурга. Основная масса трассы — морской путь. А вот восточный диаметр будет фактически рассекать город. Это будет непросто, нужно более эффективно использовать пространство.
Что касается инвесторов, то, вполне вероятно, те из них, что были в проекте ЗСД, могут войти в проект Восточного диаметра. Инвестиционный спрос на крупные проекты, на крупные деньги, конечно, есть.
Положа руку на сердце, нужно признать, что ЗСД получился скорее государственным, чем частным проектом. Оппоненты отмечают, что себестоимость покрывалась за государственный счет, а инвестор вкладывал только свою отложенную прибыль. Были и конкретные случаи, вызвавшие недовольство. В позапрошлом году инвестор поднял стоимость проезда, причем на том участке, который не он строил. Мне показалось это некорректным.
Хотелось бы видеть от инвестора больше прозрачности в получении дохода. Когда были открыты первые участки ЗСД, мы понимали объем их сборов: порядка 40-42 млн рублей в месяц. А сколько они собирают сегодня, мы не знаем. Поэтому трудно оценивать целесообразность поднятия тарифов.
При этом, если инвестор не выйдет на плановый уровень окупаемости, он будет вправе предъявить счет городу. Этот риск нужно учесть при реализации новых проектов: чтобы не получилось так, что город наберет обязательств перед инвесторами, которые в случае падения трафика (а оно уже началось — в связи со снижением уровня деловой активности) смогут предъявить городу счета на сотни миллиардов рублей.
Кирилл Иванов, директор объединения "Дормост"