Александру Семчукову, главе комитета имущественных отношений, предлагают завести черный список компаний–спекулянтов, чтобы не допускать их к торгам.
00:0022 декабря 201600:00
29222просмотров
00:0022 декабря 2016
Электронные торги за право размещения ларьков не решили проблему спекулянтов:по–прежнему одни и те же компании выигрывают аукционы, завышая цены. Перекупщики сдают киоски в субаренду, не платят городу, ждут расторжения договора и нового аукциона.
Заместитель председателя комитета имущественных отношений (КИО) Александр Герман рассказал на форуме малого бизнеса, что в Петербурге одни и те же компании постоянно побеждают на аукционах, дающих право размещать ларьки на городской земле. Речь идет почти о 70 торгах в 2016 году, проходивших на аукционной площадке "Сбербанк–АСТ", но спекуляции касаются и мест, которые предоставляют без торгов. Это киоски с прессой, по ремонту обуви, автолавки производителей и др.
Большие победители
"Участок берут без аукциона под печатную продукцию, а потом там вдруг торгуют шавермой", — поясняет Александр Герман. По его версии, среди фирм — постоянных победителей ООО "Петроторг" (29 выигранных аукционов за 2016 год), ООО "Крон" (25), ООО "Амадеус" (16), ООО "Виктори" (14), а также ИП Краснова (19) и ИП Краснов Алексей Сергеевич (12). По данным сайта КИО, ИП Краснова Виктория Александровна и остальные перечисленные компании действительно десятки раз становились победителями аукционов в 2016 году. По данным СПАРК, ООО "Амадеус" владеет Виктор Никитин, который также является совладельцем ООО "Астарот" (выручка за 2015 год — 489 млн рублей).
"Есть большие сомнения в том, что эти компании вообще являются малым бизнесом, если учесть, сколько залогов они вносят для участия в торгах — при таком количестве они должны иметь огромные обороты", — комментирует депутат ЗС Ирина Иванова. Она предлагает создать для подобных компаний черный список и не допускать их к участию в торгах. Но текущее законодательство этого сделать не позволяет. "Скорее всего, фирмы–спекулянты всем известны, но ничего не меняется", — подчеркивает она.
Система спекуляции
Вероятно, цель спекулянтов на аукционе — поднять цену участка как можно выше, выиграть и затем отказаться от заключения договора или просто не платить. До того как будут назначены следующие торги, могут пройти месяцы, и в это время место может быть сдано в субаренду. Однако, во–первых, субаренда для временной торговли запрещена, а во–вторых, прав на использование участка у неплательщика нет, а стоимость лота на аукционе при этом повышается в разы. Например, торги за право размещения лотка площадью 5 м2 напротив Исаакиевского собора, в которых участвовали почти все перечисленные фирмы, начались с 684 тыс. рублей (стоимость года аренды), победило в итоге ООО "Верона", поднявшее цену до 2,197 млн рублей. Тот же порядок цифр и на окраинах города: например, участок под киоск площадью 10 м2 на пр. Непокоренных ООО "Реал–Трейд" выиграло с предложением 1,74 млн рублей при начальной цене 165 тыс. рублей.
Компании, которые задирали цену лотов, существовали еще до перехода торгов в электронный вид, тогда применялись и различные меры воздействия на других участников — в том числе шантаж и угрозы в зале для торгов. КИО для борьбы с подобными ситуациями повысил залог (отказываясь от договора, компания его теряет). Кроме того, комитет может на 2 года отстранить от участия в аукционах тех, кто отказался заключать договор, — но кто–нибудь в ответ может просто зарегистрировать новое юрлицо. Сам перевод торгов на электронную площадку, который КИО организовал в ноябре 2015 года, — тоже определенная мера в ситуациях, когда ларечникам предлагали деньги за отказ от участия в торгах прямо в зале. Цель этого изменения, комментировали тогда в комитете, — "обезличить" участников, лишив их возможности влиять друг на друга".
По версии Юрия Сивелова, редактора сайта о нелегальной торговле "Незаконка.ру", можно говорить еще о нескольких компаниях, в частности ООО "Реал–Трейд" и ООО "КГ Развитие". Последнее, по данным СПАРК, принадлежит Марине Белавиной, которая владеет еще 15 фирмами. В том числе ООО "А–Мега" с выручкой за 2015 год более 80 млн рублей и ООО "Логистик–Групп" с выручкой 118 млн рублей за 2015 год. "Реал–Трейд" выиграл право размещения как минимум на пяти участках под киоски площадью 6–8 м2. Сейчас по этим адресам стоят пекарни от 16 до 30 м2", — говорит Юрий Сивелов. Также он считает, что ООО "КГ Развитие" могло получить более 10 адресов под печатные киоски без аукционов, однако были открыты заведения общепита и овощные ларьки. "Возле станции метро "Проспект Просвещения" все было заставлено киосками, а на пр. Просвещения до сих пор стоит павильон по торговле шавермой площадью 26 м2", — рассказывает эксперт.
Связаться с самими победителями "ДП" не удалось: у этих компаний нет ни сайтов, ни телефонов в открытых источниках, в СПАРК указан только номер ООО "Амадеус". Оказалось, это телефон бизнес–центра, администратор которого сообщила, что такой организации в центре нет.
Электронные звонки
Предприниматели, которые участвуют в торгах и борются за места с перекупщиками, неохотно комментируют эту тему. Они рассказывают, что даже после перехода торгов в электронный вид им могут поступать звонки с угрозами, предложения не поднимать цену и т. д. "Я не буду об этом говорить, потому что хочется спокойно заходить в подъезд по дороге домой", — заявил один из таких предпринимателей.
Представитель ООО "Три", которое за 2016 год выиграло два участка под торговлю, рассказывает, что победить, предлагая рыночную цену лота, удается крайне редко. "Мы стараемся участвовать в аукционах постоянно, но, если цена поднимается выше рыночной (а такое происходит постоянно), отказываемся, поэтому уже очень давно я ничего не выигрывал", — заключает он.
"После того как аукционы стали электронными, работать проще, и даже иногда получается выигрывать, — неавторизованно рассказывает другой участник торгов. — Хотя люди пытаются работать по–старому, предлагать договориться по телефону". Он рассказывает, что спекулянты обычно успевают сдавать павильон в субаренду на 3–5 месяца, до тех пор пока его не уберут. "Если вдруг им удается взять лот по приемлемой цене, они работают на участке сами, по сути, это те же торговцы", — говорит предприниматель.
Чтобы киоску с популярной продукцией (шаверма, пирожки) в проходном месте окупиться, по расчетам экспертов, хватит и месяца при выручке 40–50 тыс. рублей в день.
Объем рынка нелегальной ларечной торговли в Петербурге оценивают в 40 млрд рублей, примерно столько же зарабатывают в год все городские законные киоски.
“
Проблема спекуляции очень характерна для рынка участков под автолавки и такие объекты, как киоски по ремонту обуви, по продаже периодической печати. В этой сфере нельзя сказать, что город бездействует. Сейчас готовятся документы, в соответствии с которыми для компаний–производителей, которым требуются места под автолавки, будут проводиться специализированные торги. И одновременно идет ревизия уже выделенных участков — проверки, в ходе которых КИО выясняет, действительно ли там торгует тот, с кем заключили договор.
Александр Абросимов
петербургский бизнес–омбудсмен
“
В то время, когда аукционы были неэлектронными, предложения "отступить" и угрозы предпринимателям были постоянной практикой, но и сейчас такое случается — людям звонят и предлагают отказаться от участия в торгах за ту или иную сумму. Но чаще всего просто завышают цену до нереальных показателей. Я думаю, это мошенничество, потому что у них явно нет намерения платить, но доказать его очень сложно. Меры, которые стоит предпринять, — увеличение задатка для участия в аукционе и, конечно, усиление контроля за тем, как потом используется участок.
Владимир Меньшиков
исполнительный директор Союза малых предприятий
“
По сути, эти люди не мошенники — они просто борются на торгах, это вина государства, что оно выстроило такие отношения. Мне, конечно, не нравится, что я проигрываю. Но если эти фирмы не отказываются от договора, а просто не платят и с ними расторгают договор, все законно. Предприниматель как будто просто понял, что не смог платить по такой ставке. Если они виновны — накажите их, да только за что? Я участвовал более чем в 100 "живых" аукционах, все проиграл, на электронной площадке даже не регистрировался. Это происходит во всей стране — в Москве красная цена киоска под мороженое 30 тыс. рублей, а его забирают за 150 тыс.
Юрий Рагулин
владелец сети торговых павильонов