23:4524 ноября 201623:45
197просмотров
23:4524 ноября 2016
В минувшем году отрасль дорожного строительства начала постепенно выбираться из кризиса. В Петербурге этому во многом поспособствовал грядущий чемпионат мира по футболу 2018 года, поскольку госзаказ, по сути, определяет состояние дорожно–строительного рынка. В рамках подготовки к ЧМ–2018 финансирование ремонта и строительства дорог увеличилось. В результате бизнес получил столь необходимые ему сейчас подряды.
Но сказать, что все встало на круги своя, никак нельзя. После вала банкротств, начавшихся еще в 2014 году, расклад сил на рынке значительно изменился. Освободившиеся ниши занимают новые игроки. В результате антикризисных стратегий компании выходят на новые рынки и в новые регионы. Как и прогнозировали бизнесмены в прошлогоднем «Топ–100», выжили те, кто смог перестроиться, адаптироваться и гибко подойти к решению сложных задач.
На игле госзаказа
Госзаказ определяет работу дорожно–строительного рынка. Так, необходимость обустроить дороги, ведущие к стадиону на Крестовском к ЧМ–2018, заставила десятки миллиардов хлынуть в город. Дорожники получили контракты на строительство набережной Макарова. Также фактически последний оставшийся крупный мостостроитель в городе, компания «Пилон», получила крупный объем заказов на строительство моста через остров Серный и развязку, необходимую для разгрузки пробок рядом с аэропортом Пулково.
Интересно, что ниша двух обанкротившихся конкурентов «Пилона», «Мостостроя №6» и «Мостоотряда №19», пустовала недолго. Частично эту нишу тут же занял сам «Пилон», частично — компания «Геоизол». Последняя, например, взялась за достройку тоннеля на Синопской набережной вслед за банкротами. Топ–менеджмент обеих компаний всегда старался прежде всего удерживать свои позиции на рынке, не рвался за десятками миллиардов госзаказа, минимально рисковал, развивая бизнес аккуратно и постепенно. В результате в условиях кризиса «подушка безопасности» оказалась именно у этих подрядчиков, и, в отличие от многих конкурентов, они продолжили успешно развиваться.
«Во второй половине 2017 года стагнация сменится на постепенный, но умеренный рост. Это позволит многим компаниям, специализирующимся на госзаказе, в том числе дорожно–строительным, обеспечить себя работой. Однако вряд ли можно говорить о докризисных объемах. Банкротств, однозначно, при таком сценарии будет меньше. Впрочем, не стоит забывать, что и в «сытые» годы полностью избежать их не получалось», — говорит Дмитрий Панов, генеральный директор ГК «Доверие», председатель комитета по девелопменту и строительству регионального отделения «Деловой России».
Правильное покрытие
В этом году в разы увеличился объем госзаказа на ежегодный ремонт городских дорог. Сначала дорожникам выделили 2,5 млрд рублей, затем по дополнительному финансированию сумма выросла до 5,2 млрд рублей. Наконец, из федерального бюджета выделили еще почти 1 млрд рублей. Чиновники стремятся привести городские дороги в нормативное состояние к 2018 году. Крупнейшие заказы получили компании «ВАД», «АБЗ–Дорстрой», «А–Проект» и «Орион плюс». И если первые два подрядчика десятилетиями работают на рынке и известны во всей России, то «А–Проект» и «Орион плюс», скорее, только начинают свое восхождение.
Впрочем, в случае с «Орион плюс» восхождение уже состоялось, причем стремительно: за год компания увеличила портфель госзаказа с 1 млрд до 5 млрд рублей, в том числе за счет упомянутого дорожного ремонта. В то же время другие подрядчики чуть снизили свое присутствие на рынке госзаказа, например, менее заметной стала компания «Буер».
Интересно, что в разгар кризиса на рынок петербургского госзаказа вернулся крупнейший российский подрядчик «ВАД». Петербург — родина для этой компании, но ранее, в течение нескольких лет, она работала в городе разве что на федеральных подрядах, а не на городских. «Есть только один закон, который регулирует рынок, — товарно–денежные отношения. Возможно, мелкие компании застоялись, и поэтому на рынок вернулся крупный конкурентоспособный ВАД», — отмечает Руслан Соешев, генеральный директор компании MegaAgent (аудит в сфере строительства).
Впрочем, по эффективности ведения бизнеса менее крупная ГК «АБЗ–1» продемонстрировала в этом году более позитивные показатели. Что касается лидера прошлого года группы «Возрождение», то она сбавила темпы роста, но все еще остается в тройке лидеров отрасли.
Самый долгожданный
Дорожники одновременно с радостью и печалью говорят о вводе центрального участка платной трассы Западного скоростного диаметра (ЗСД). Эта крупная дорожная стройка восхищает даже самых критически настроенных экспертов и, пожалуй, стала самым крупным городским проектом за последнее время.
«Ремонт первого участка трассы «Скандинавия» также можно косвенно связать с появлением скоростной магистрали. Ведь ЗСД соединяется со «Скандинавией» в районе Белоострова, и нужно было уравнять пропускные мощности двух трасс. Такие проекты имеют право на существование, так как развитие городских и муниципальных дорог хронически отстает от темпов развития города и близлежащих районов Ленобласти», — отмечает Иван Плотников, гендиректор компании Rutoll (системы автоматического взимания платы на дорогах).
Во многом благодаря ЗСД сейчас активно обсуждается и новый проект государственно–частного партнерства «Восточная хорда» — вторая платная трасса с мостом в створе Фаянсовой ул. и Зольной ул. Ее задача — разгрузить восточные и южные районы города, превратившись в еще одну вылетную магистраль. Дорожники возлагают большие надежды на «второй ЗСД», поскольку подобные проекты приносят в отрасль более 100 млрд рублей дополнительного оборота на те несколько лет, пока идет строительство.
Ложка дегтя
Впрочем, не все так радужно в отрасли, как может показаться, учитывая, что федеральный бюджет уже подвергся секвестрованию и планируется урезание и регионального. Повышение стоимости дорожно–ремонтных работ — дело не ближайшей перспективы. А пока этого не произошло, дорожники работают по сметам, которые составляются впритык.
Скорее всего, фаворитам госзаказа при текущих расценках получится сохранять свои существующие мощности. Однако менее успешным и крупным компаниям все же придется пойти на сокращение.
На ближайшие месяцы традиционно придется самый большой объем конкурсов. Заказчики — Смольный и федеральные структуры — будут распределять контракты на работы в будущем году, и именно в этот момент будет распределяться расклад сил для бизнеса.