14:1201 ноября 201614:12
374просмотров
14:1201 ноября 2016
Сотрудники московского НИиПИ генплана предложили новую концепцию пространственного
развития города, сообщили «Ведомости». Предлагается размещать деловые центры
вблизи строящихся транспортных объектов. В концепции отмечается, что основная
проблема города — структурный дисбаланс, в центре сконцентрировано 40% рабочих
мест, а проживает 8–9% населения. Новые деловые районы появятся в районах крупных
транспортных узлов. Чтобы уменьшить количество рабочих мест в центре, предлагается
создать для новых БЦ привлекательные коммерческие и налоговые условия, а в ЦАО ввести
повышенный налог на землю и недвижимость.
Могут ли петербургские власти предложить нам такие условия, чтобы мы согласились размещать новые объекты за пределами центра? Боюсь, что нет. Это утопия. В недвижимости, говорим ли мы про стационарную, уличную торговлю или про офисы, действует одно золотое правило: location. Расположение является ключевым индикатором, это так во всем мире, и никто не сможет этого отменить.
Петербург — еще более централизованный город, чем Москва. В столице есть несколько доминант, притягивающих людей, — Арбат, Тверская, Чистые пруды. Да и сам центр города там просто больше. А у нас все, по сути, ограничивается Невским проспектом, в меньшей степени — «золотым треугольником».
Естественно, что люди хотят располагать свой офис в центре, чтобы вокруг было здорово и красиво. К тому же исторический центр и в Петербурге, и в Москве является одновременно и центром географическим. Если мы расположим объекты, скажем, на севере города, то жителям юга туда будет ехать вдвое дольше, чем в центр.
Сможет ли заинтересовать игроков рынка проект создания целостного делового квартала, с полноценной транспортной и инженерной инфраструктурой, за пределами центра? Практика показывает, что такой проект не удалось осуществить даже "Газпрому".
Отчасти под такое описание подпадает тот деловой квартал, который сформирован в Пулково. Работают пять-шесть бизнес-центров, стоящих рядом друг с другом. Сейчас у них даже есть спрос, но в основном благодаря тому, что там поселились несколько газпромовских структур и «съели» свободные метры. Раньше со спросом там было, мягко говоря, сложнее. Не будь "Газпрома", это до сих пор было бы очень грустным местом с очень низкими ставками и без окупаемости.
Поэтому — нет, принцип location никто не отменит, и никакие коврижки не смогут его заменить.
Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров "Сенатор"