Время утепляться

Первый снег, выпавший в Петербурге на этой неделе, и предстоящая зима вызывают непреодолимое желание перебраться куда–нибудь, где потеплее, и, возможно, приобрести там недвижимость.

Несмотря на кризис, интерес россиян к покупке недвижимости в теплых странах все–таки окончательно не угас. Причем определенный спрос есть и на европейскую, и на азиатскую курортную недвижимость.
"В топ–10 наиболее популярных стран для покупки жилья у россиян традиционно входят европейские страны, — отмечает исполнительный директор компании "Страна Плюс" Яна Добровольская. — В последние 3 года особенно популярны курортные зоны Болгарии, Испании, Италии, Греции, Турции, Черногории и Лазурный Берег Франции. А вот былой спрос на Таиланд, Египет, а также Дубай в ОАЭ и Майами в США в последние 3–5 лет заметно снизился".
Из других неевропейских стран более–менее заметный интерес для покупки недвижимости у россиян вызывает только Доминиканская Республика.

Ближе к дому

"Активнее всего россияне покупают и арендуют недвижимость на юге Европы, где заключается около 80% сделок с курортной недвижимостью у моря, — рассказывает президент международного агентства Gordon Rock Станислав Зингель. — Бессменными лидерами на данном направлении по убывающей являются Болгария, Испания, Черногория, Греция и Кипр".
Но нужно учитывать тот факт, что с 2013 г. направления пляжного отдыха россиян пережили серьезные изменения. Виной тому закрытые Египет и Турция, что значительно изменило структуру спроса — в России существенно вырос внутренний туризм, а также стали более востребованы иные страны Южной Европы.
Увеличение турпотока в ту или иную страну вызывает прирост спроса на недвижимость этой страны. "Например, с января по май 2016 г. число российских туристов, посетивших Кипр, выросла на 52,6%. За этот же период "российский спрос" на недвижимость Кипра увеличился на 10%, что позволило россиянам за первое полугодие купить на острове около 150 единиц жилья, — рассказывает Станислав Зингель. — Испанию за первые 5 месяцев 2016 г. посетили 269,3 тыс. россиян, в то время как численность приобретенных ими объектов жилой недвижимости составила по итогам двух кварталов 789 объектов. В целом же за период с января по май 2016 г. в Испании, Черногории, Греции и на Кипре россиянами было приобретено около 2 тыс. единиц жилья". Больше всего сделок в этом году было заключено в Болгарии — около 4 тыс.
"Как мы видим, даже после начала кризиса ежегодный объем недвижимости, приобретаемой на пляжных направлениях Южной Европы, составляет около 12 тыс. квартир и домов, — отмечает Станислав Зингель, — однако две трети от этого количества приходится на рынок Болгарии".
По словам Яны Добровольской, спрос на "теплые" направления начинает расти в начале весны, резко возрастает к майским праздникам и снижается к середине осени.
Популярность Болгарии и Черногории говорит о том, что фактор цены имеет существенное значение для россиян. Например, Египет и Турция были и остаются самыми недорогими странами, тем не менее по вполне понятным причинам Турция в течение нескольких месяцев 2016 г. отсутствовала даже в двадцатке популярности, а Египет настолько растерял свои когда–то лидерские позиции, что теперь не входит даже в топ–30.

Доходное дело

Не пропал интерес у русских покупателей и к недвижимости Таиланда. По словам директора агентства недвижимости "Паттайя Град" Олега Смыкова, рынок недвижимости в русском cегменте начинает восстанавливаться. При этом клиенты стали более разборчивыми.
"Наибольшим спросом пользуются квартиры в кондоминиумах, так как они оптимально подходят для сдачи в аренду и, как правило, расположены в шаговой доступности от моря, — рассказывает Олег Смыков. — К тому же квартира требует минимальных затрат по содержанию. По планировке и площади популярны квартиры с одной спальней. Дома же приобретают те, кто живет в Таиланде постоянно либо проводит здесь большую часть года (8–10 месяцев)".
Как отмечает Станислав Зингель, на Азию и Тихоокеанский регион после кризиса приходится не более 15% от общего спроса на пляжную недвижимость, что в количественном выражении составляет лишь около 1800 объектов в год. Еще 5% сделок приходится на США и Карибский бассейн, что суммарно дает около 14 400 объектов недвижимости в год.
Причиной более низкого спроса является в том числе и законодательство. "Например, в лидирующем по выездному туризму Таиланде иностранцам запрещено приобретать землю, что фактически делает невозможным прозрачное приобретение частных домов, — рассказывает Станислав Зингель. — Кроме того, в стране запрещено продавать иностранцам более 49% квартир в отдельно взятом многоквартирном доме. А деньги на покупку недвижимости должны быть переведены из–за рубежа с целевым указанием "для покупки недвижимости". В Китае иностранцам разрешено приобретать недвижимость лишь на одном приморском курорте. В Камбодже действуют ограничения по этажности, и т. д.".

Ценовой диапазон

Самыми бюджетными из стран, популярных для покупки жилья россиянами, являются Болгария, Турция, Черногория, Таиланд и Доминиканская Республика. По словам Яны Добровольской, средний бюджет покупки здесь составляет 50–100 тыс. евро. В Болгарии на вторичном рынке недвижимости уровень цен начинается от 5 тыс. евро за квартиру–студию площадью 22 м2. Такое жилье находится в 600 м от пляжа в центре курорта Солнечный берег.
Самые дорогие страны в Европе — Кипр, Италия и Франция со средними бюджетами 200–300 тыс. евро. Так, на Кипре наши соотечественники приобретают элитное жилье средней стоимостью 3,75 млн евро, на французском побережье средняя цена элитных вилл составляет 2 млн евро.

Вложить и заработать

Одной из новых тенденций для рынка недвижимости стало увеличение доли инвесторов, приобретающих зарубежную курортную недвижимость не для себя.
Так, по словам Олега Смыкова, существуют два пути приобретения жилья в Таиланде с целью получения дохода. Это покупка квартиры на начальном этапе строительства, когда цена за квадратный метр минимальна, и дальнейшая перепродажа контракта на завершающей стадии. За период строительства (2–3 года) недвижимость вырастает в цене на 35–40%. Второй путь — это покупка для получения дохода от сдачи в аренду. Новым явлением на рынке Таиланда в этом сезоне стала программа гарантированной аренды. Она заключается в отказе от эксплуатации квартиры на 1–10 лет и получении гарантированного дохода от застройщика в размере 7–10% от стоимости квартиры, независимо от того, проживает ли в квартире арендатор или нет.
В Европе, в отличие от Юго–Восточной Азии, курортная недвижимость пользуется хорошим спросом всего 3–4 месяца в году — как раз в то время, когда обычно планируют отдыхать и сами владельцы. Поэтому сдавать недвижимость там проблематичнее.
"Даже на наиболее доходных рынках окупаемость объекта недвижимости составляет 15 лет, — отмечает Станислав Зингель, — наименее перспективные площадки способны окупить вложенные средства чуть ли не через 40 лет".
Поэтому жилье чаще приобретается в Европе для собственного отдыха. Вообще же приобретение жилья выгодно, если вы ежегодно находитесь в отдельно взятой стране более 2 месяцев, в обратном случае гораздо выгоднее арендовать жилье.