Кто сумел воспользоваться неожиданным ростом интернет-торговли

Интернет–торговля в СЗФО вопреки кризису растет на 40% в год. Это привлекает банки на рынок интернет–эквайринга, но на нем им приходится конкурировать с агрегаторами.

Среднемесячные объемы электронной коммерции в СЗФО достигли 2,5–3,3 млрд рублей, свидетельствуют результаты исследования портала spbit.ru и Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) на основе опроса банков, агрегаторов и электронных платежных систем.
В пятерку банков, обслуживающих онлайн–платежи, вошли ВТБ, ПСКБ, Альфа–Банк, Северо–Западный банк Сбербанка. Суммарно на этих игроков приходится 74% рынка региона.

Покупатели взрослеют

Согласно данным Регионального общественного центра интернет–технологий (РОЦИТ), 33% интернет–пользователей СЗФО покупают в Интернете. Чаще всего в Сети оплачивают услуги ЖКХ, покупают одежду, электронику, авиа– и железнодорожные билеты, заказывают еду, а также покупают косметику и книги. Доля клиентов, которые предпочитают расплачиваться в Интернете, растет и взрослеет, что толкает рынок интернет–эквайринга к росту.
В СЗФО рынок интернет–платежей ежегодно прирастает не менее чем на 40% в год, оценила территориальный менеджер управления торгового эквайринга Северо–Западного банка Сбербанка России Елена Портняжкина. "Этот рост сохранится, — прогнозирует она. — Несколько лет назад основная доля платежей приходилась на молодых людей 18–25 лет, сегодня увеличивается доля пользователей в возрасте 30–40 лет, все большую активность проявляют и люди старше 60 лет".
В целом по России, по данным АКИТ, по итогам 2015 года оборот электронной торговли составил 1,4 трлн рублей, показав рост на 7% при падении классической розницы на 10%. За последние 3 года оборот электронной торговли удвоился.

Всем ли хватит места

Быстрорастущий рынок все еще находится в стадии формирования и привлекает новых игроков. Но банкам приходится выбирать стратегию с учетом того, что многие крупные интернет–магазины предпочитают сотрудничать не напрямую с банками, а с платежными агрегаторами.
"Этот рынок нельзя считать устоявшимся, современный мир — это не когда большая рыба ест маленькую, а когда быстрая ест медлительную. Но пока потенциальному интернет–магазину безопаснее работать с банком, чем с агрегатором, ввиду усиления контроля за состоянием риска. В то же время контроль за агрегаторами значительно усилился, и на рынке однозначно будут появляться компании, которые смогут делать быстрые и безопасные платежи", — говорит заместитель председателя правления РФИ Банка Заурбек Бесолов.
Банк "Александровский" , который планирует выходить на рынок интернет–эквайринга, планирует сотрудничать с агрегаторами.
"Есть крупные торговые сети, у которых налажена логистика и взаимодействие с клиентами, а есть организации, которые только открывают свой сайт для продвижения товара. Подходы к продажам очень разные, для одних важна экономика процесса, а для других — обратная связь с покупателями. Мы за индивидуальный подход, поэтому рассматриваем и работу с интегратором, и работу с клиентами напрямую", — говорит директор управления розничного бизнеса банка "Александровский" Галина Ваганова.
"Мы все работаем на одном рынке, который растет. Пока на нем хватает места и банкам, и агрегаторам", — говорит руководитель регионального развития электронной коммерции петербургского филиала Альфа–Банка Артем Бережной.

Лимит доверия

Главной проблемой российского рынка эквайринга, которая тормозит его рост и подрывает доверие клиентов, остается финансовое мошенничество. "На долю Петербурга и Ленобласти приходится порядка 70% мошеннических операций с банковскими платежами. За несколько лет РФИ Банк обнаружил 11 фальшивых интернет–магазинов", — говорит Заурбек Бесолов.
По данным РОЦИТ, помимо вероятности стать жертвой мошенников потенциальных покупателей отпугивает невозможность потрогать товар руками и необходимость ждать, когда покупку доставят. Также многие в целом не доверяют услугам, которые продаются в Интернете.
Агрегаторы более гибкие и мобильные по части подключения небольших торговых предприятий или высокорисковых стартапов, с которыми банки не всегда готовы сотрудничать из–за применяемых финансовых моделей по продукту или политики риск–менеджмента. Основные крупные интернет–ретейлеры сотрудничают именно с банками, для таких клиентов важно повышенное внимание к безопасности расчетов и доступ к банковскому продуктовому ряду. Мы ожидаем, что рынок интернет–эквайринга продолжит динамично развиваться как за счет роста успешных продаж у действующих игроков, так и за счет выхода на онлайн–рынок компаний из офлайн–cегмента.
Руслан Еременко
заместитель руководителя Северо–Западного центра — вице–президент банка "ВТБ"
"Юлмарт" сегодня не может себе позволить работать с банками по части эквайринга напрямую, хотя мы занимаем 7,5% северо–западного рынка интернет–продаж. Дело в том, что банки позиционируют себя как поставщики базовой услуги, но доносить конечный продукт до потребителя — не их задача. Некоторые из них обладают способностью подстраиваться под конкретного клиента, но каждый день они эту способность не тренируют. У нас, конечно, есть договоры эквайринга, но техническая интеграция у нас с агрегатором. Это проще, все наши запросы оперативно отрабатываются. Естественно, это обходится дороже, но экономия была бы ничтожна даже на наших объемах, если учесть затраты бухгалтерии на последующие сверки.
Михаил Дайхин
руководитель программы проектов "Цифровые товары и платежные сервисы" "Юлмарта"