Как Владимир Южилин и Андрей Кобзарь намывали свой морской бизнес

Автор фото: Вадим Акулин

"ДП" рассказывает о том, как океанолог Виталий Южилин и хозяйственник Андрей Кобзарь пришли к тому, чтобы стать одними из крупнейших владельцев портового бизнеса в стране, а затем переквалифицировались в земледельцы в буквальном смысле этого слова.

Уроженец Челябинска Виталий Южилин приехал в Ленинград в начале 1980–х годов и поступил в Высшее морское училище им. адмирала Макарова. Окончив его в 1988 году, молодой инженер–океанолог по распределению поступил стажером–исследователем в Институт биологии южных морей в Севастополе, а затем получил повышение до инженера в Морском гидрофизическом институте Академии наук Украинской ССР.
Именно там, в Севастополе, судьба свела Виталия Южилина с Андреем Кобзарем. Уроженец Севастополя Андрей Кобзарь, окончив в 1988 году Киевский институт народного хозяйства, вернулся в родной город, откуда с новым другом–океанологом поехал покорять российские бизнес–просторы.
Первый предпринимательский опыт инженер–океанолог и народный хозяйственник получили в Нижневартовске, где они продавали нефтепродукты в структурах местной администрации. В 1991 году, после августовских событий, молодые люди прибыли в Петербург, где под первый после распада СССР Новый год учредили АО "Мэрин Карго Терминал Петербург". По счастливому совпадению, ровно через год, в декабре 1992 года, был акционирован Ленморпорт.
Бизнесмены активно включились в борьбу за акции нового ОАО "Морской порт СПб": как выяснилось позднее, именно они контролировали офшор Nasdor Incorporated, который на заре 1990–х скупил у коллектива 49,41% акций, а в начале нулевых — в результате жесткого противостояния со Смольным, который тоже владел 49%, — довел свой пакет до контрольного. Параллельно, в начале 1990–х, бизнесмены в партнерстве с Юрием Бегаловым и Эриком Мхитаряном основали офшор First Quantum Petroleum Limited, который стал скупать нефтяные активы по всей стране. Крупнейшим приобретением стал Рязанский НПЗ, но его быстро продали "Роснефти". Сотрудничество двух крыльев бизнеса — портового и нефтяного — развилось в появление бункерного и танкерного направлений: структуры бизнесменов заправляли суда в порту и перевозили нефтепродукты по Волго–Балту.
В 2002 году партнеры объединили свои портовые активы в Национальную контейнерную компанию (НКК). Ее основой стал Первый контейнерный терминал в Петербурге, а в 2003 году НКК вошла в концессию по строительству контейнерного терминала в Усть–Луге, которое завершилось в 2011 году.
Между тем в 2005 году Nasdor, собрав контрольный пакет Морпорта, продал его структурам Новолипецкого металлургического комбината. Сделку оценивали в $140 млн.

Вышел в нулевые

К началу нулевых годов Виталий Южилин оставил пост заместителя директора московского филиала First Quantum и стал на политические рельсы. В декабре 1999 года он был избран депутатом Госдумы РФ по списку КПРФ, в 2003 году переизбрался в одномандатном округе в Кингисеппе, примкнув к фракции "Родина". Но уже с 2007 года Виталий Южилин представлял в Думе исключительно "Единую Россию".
Формально Южилин порвал с бизнесом, но в деловых кругах и Морской порт, и НКК, и First Quantum прочно ассоциировались именно с ним. Да и сам депутат не забывал о портовом братстве: именно он в 2004 году внес в Госдуму законопроект "О морских портах Российской федерации" и лоббировал его принятие в течение 3 лет. Интересно, что этот закон был принят лишь после того, как в 2007 году Южилин избрался от партии власти.
Возможно, именно партийная близость позволила бизнесменам наладить контакт с тогдашним губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, при которой их структуры впоследствии вписались в несколько инфраструктурных проектов в Петербурге. Но со сменой губернатора все они остались на бумаге.

Глобальная сделка

В 2012 году партнеры продали НКК ведущему оператору контейнерных терминалов на российском рынке — Global Ports за $291 млн. Кроме денег их структуры получили по 9% акций GP. А вырученные средства они инвестировали в проект намыва 476 га "Морской фасад", право на который их ЗАО "Терра Нова" приобрело за $5 млн.
На намыве фактически за счет города был построен пассажирский порт. Правда, намытые земельные участки оказались проблемным активом для тех девелоперов, которые их купили: на них нет инженерных сетей, и когда они появятся, неизвестно. Это, в свою очередь, снизило поток желающих купить землю на намыве, и поднявшаяся из пучины песчаная равнина лежит у них мертвым грузом.
> Оценка состояния (согласно Рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2016 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.