Центробанк предложит небольшим банкам ограниченные лицензии

Автор фото: Артур Лебедев/ТАСС

Центробанк передумал делить банки на федеральные и региональные. Вместо этого небольшим игрокам с капиталом до 3 млрд рублей он планирует предложить ограниченные лицензии: запрет на часть бизнеса в обмен на менее жесткие требования к показателям.

Центробанк РФ отказался от идеи делить банковский сектор на региональные и федеральные банки, разграничение будет другим: на игроков с универсальными и ограниченными лицензиями, заявил зампредседателя Центробанка Михаил Сухов в кулуарах международного банковского форума в Сочи.
Согласно первоначальной идее пропорционального регулирования, которая была озвучена в июне, статус региональных могли бы получить банки с капиталом не менее 300 млн рублей и активами не более 7 млрд рублей. Им разрешат отчитываться только по пяти обязательным нормативам. В то же время таким игрокам предлагалось запретить иметь отделения во всех регионах, помимо "домашнего" и тех, что с ним граничат, проводить трансграничные операции и сделки с нерезидентами. Валютные операции такие банки обязаны были бы проводить через другие российские банки, а все межбанковские — только через центрального агента.
Банкам, которые хотели бы остаться в федеральном статусе, нужно было до 2018 года увеличить капитал до 1 млрд рублей. Ограничения и поставленные сроки напугали рынок и подверглись жесткой критике.  
Теперь же ЦБ поменял мнение относительно двух принципиальных моментов. Во–первых, он отказался от ограничения по территориальному признаку. "Такие банки можно называть региональными, может, название сохранится, может, в ходе работы будет предложено другое название — банки с ограниченной лицензией", — пояснил заместитель председателя Банка России Михаил Сухов (цитата по Интерфаксу).
Во–вторых, не будет ограничения по активам. ЦБ хочет оставить только планку по капиталу. Банки с капиталом от 1 до 3 млрд рублей смогут выбрать между ограниченной и универсальной лицензией. Банкам с капиталом меньше 1 млрд рублей придется работать с ограниченной лицензией, не будет выбора и у тех, чей капитал больше 3 млрд: они будут обязаны работать по универсальной. Если банк с ограниченной лицензией увеличит капитал до 3 млрд рублей и выше, он будет вынужден работать в той же системе регулирования, что и универсальные банки, но сохранит ограниченный круг операций.
Ограничения для небольших банков еще не определены и будут обсуждаться с рынком. Ограничений по валютным операциям ЦБ вводить не намерен, но относительно операций с нерезидентами позиция регулятора уже ясна. «Операции с нерезидентами действительно мы считаем излишними, непонятными для банков такого масштаба», — сказал Михаил Сухов. ЦБ рассчитывает, что ограниченную лицензию смогут получить больше 100 банков.
Источник:
Источник:

По ту сторону планки

Если говорить о банках, зарегистрированных в Петербурге, то капитал выше 3 млрд рублей, по данным на 1 августа, имеют только девять банков, два из которых (ВТБ и банк "Россия"), по сути, являются федеральными. Остальные банки, которые пока находятся выше озвученной планки, — банк "Санкт-Петербург", МБСП, "Креди Агриколь КИБ", банк "БФА", "Объединенный капитал", СЭБ Банк, Горбанк. Остальные два десятка петербургских банков при описанном раскладе потенциально смогут претендовать на ограниченную лицензию. Несмотря на смягчение требований, опрошенные банкиры относятся к предложению очень настороженно.
"Мы сможем сказать, интересен ли нам статус банка с ограниченной лицензией, когда станет понятно, какие ограничения будут под ним подразумеваться. Все-таки любое ограничение сказывается на бизнесе и конкурентоспособности даже внутри региона. Что касается запрета на операции с нерезидентами — сразу могу сказать, что это неинтересно для банка", — комментирует глава правления банка СИАБ Галина Ванчикова.
"Но заявления, которые прозвучали на сочинском форуме, — это только предложения об изменении законопроекта. Далеко не факт, что они будут приняты. Проект обсуждается, мнение рынка о первоначальной редакции было услышано, и это радует. Надеюсь, что совместно с Центральным обанком мы все-таки выработаем критерии, которые будут реальными для бизнеса региональных банков и в то же время устроят надзорные органы", — добавила Галина Ванчикова.  
"Во-первых, скорость, с которой проект закона был удален с сайта Банка России, свидетельствовала о том, что данная редакции далеко не окончательная, — отметил председатель правления Витабанка Александр Бахов. — Во-вторых, реакция банковского сообщества подтверждает необходимость доработки и открытого обсуждения этой законодательной инициативы.
"В мировом опыте существуют успешные примеры использования пропорционального регулирования банковской системы. Хочется надеяться, что и российской банковской системе это пойдет на пользу и мы не получим вместо обещанного смягчения регулирования для мелких игроков банального введения нового вида ограниченных лицензий, дающих конкурентное преимущество крупным игрокам на банковском рынке. Говорить о планах Витабанка в рамках заданной темы пока преждевременно. Ждем официальных комментариев и новых проектов нормативных документов от регулятора", — подытожил Александр Бахов.

А стоит ли делить

"Проект закона ничего не говорит о требованиях к "минимальной величине резервов, создаваемых под риски", которые существуют в отношении обычных банков, — обеспокоена первый заместитель председателя правления Энергомашбанка Ольга Щербакова. — Означает ли это, что для региональных банков отменят необходимость формирования резервов? И не задумаются ли крупные банки о делении на более мелкие и несвязанные между собой кредитные организации? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет".
Отдельные банкиры и вовсе не согласны, что вообще нужно делить игроков на крупных и мелких. "Качество и надежность не зависят от размера капитала. В то время как основные проблемы и угрозы для стабильности банковской системы возникали в банках первой и второй сотни, консолидированный баланс небольших банков постоянно показывает прибыль", — говорит председатель правления банка "Прайм Финанс" Ярослав Алексеев.
"Изменения должны происходить эволюционно, а не революционно. Банковская система, как отражение экономики страны, сейчас находится не в лучшей форме, поэтому любые потрясения и перетасовки рынка будут проходить болезненно как для небольших банков, так и для их клиентов. К росту производительности труда, снижению ставок по кредитам, доступности банковских услуг это не приведет", — опасается  Ярослав Алексеев.