Почему на рынке недвижимости Петербурга наступает диктатура покупателя

Генеральный директор девелоперской компании "Леонтьевский мыс" о том, почему на рынке недвижимости Петербурга наступает диктатура покупателя.

Умные решения в недвижимости из экзотической игрушки и инструмента продвижения превратились в обязательную опцию. Понятие "инновация" уже не ново для тех, кто следит за развитием технологий. Хотя еще 15–20 лет назад инновационные продукты в инженерии дома, планировках квартир или конструктиве самого здания покупатели воспринимали как нечто из области фантастики. Новые решения предлагали единицы, но именно тогда произошли самые заметные и качественные изменения на рынке жилья. Сформировались тренды, которые стали востребованы покупателем, и сейчас работа застройщиков строится на конкретных потребностях клиента.
То или иное новшество стоит немалых денег. Любая многовариантность в проекте увеличивает его себестоимость минимум на 20%. Это ощутимая цифра, и не всегда она может быть покрыта конечной стоимостью жилья. Но разве все в бизнесе измеряется деньгами? Разве нет желания сделать нечто новое и предложить лучшее? Безусловно, можно реализовать какой–то типовой проект и его все равно купят, рано или поздно. Однако бизнес–модель "продать и забыть" уходит все дальше, и вполне вероятно, что в будущем с таким подходом можно остаться позади своих коллег по рынку.
Сегодня инновации — это весомое конкурентное преимущество. Условно их в строительстве можно разделить на несколько категорий. Одна из них — IТ–решения. За рубежом "умный дом" уже стал привычным решением для квартиры среднего класса. У нас же подобные системы до сих пор ассоциируются с дорогой услугой, доступной только в премиальном сегменте. Хотя на практике технологиями интересуются не только владельцы элитного жилья, но и покупатели квартир бизнес– и комфорткласса.
Вторая категория — инфраструктура. Взгляните на дома советской постройки, в большинстве которых не предусмотрена коммерческая составляющая. Сейчас торговая галерея, рестораны или прачечная на первых этажах жилого комплекса — норма. Практически 80% своих потребностей житель должен решать вблизи собственного дома. Эволюционировал и сервис в жилой недвижимости. В проектах стали предусматривать услуги, которые раньше были доступны лишь в отелях: консьерж–службы, доставка продуктов, покупка билетов и многое другое.
Еще одна немаловажная категория — конструктивные особенности дома и планировочные решения. В одном из своих проектов мы разработали планировки на вырост. Мы предусмотрели возможность разбивки широкой детской спальни на две более узкие с сохранением зон обучения и отдыха. Это удобно для тех случаев, когда семья планирует второго или третьего ребенка. Для этого нужно лишь сделать минимальную перепланировку.
Сегодня рынок недвижимости Петербурга подошел к той черте в своем развитии, когда "диктат производителя" сменяется на "диктат покупателя". Если раньше клиент был непритязателен в своих предпочтениях и соглашался на то, что ему предлагает рынок, то сейчас его требования к жилью выше. В будущем покупательские ожидания могут быть не удовлетворены, и спрос упадет. Поэтому девелоперам уже сейчас надо предлагать покупателю то, что будет востребовано на протяжении многих лет.