Экономист Дмитрий Прокофьев о четверти века без СССР и двух народах в одной стране

Есть фразы, которые передают суть эпохи. Четверть века со дня августовского путча — достаточный срок для того, чтобы осмыслить происшедшее и задуматься: чего нам следует ждать дальше, пишет экономист Дмитрий Прокофьев.

Сегодня, как ни крути, особенный день. 19 августа 1991 года — дата, проводящая границу между СССР и Российской Федерацией. Четверть века — достаточный срок для того, чтобы осмыслить происшедшее и задуматься: чего нам следует ждать дальше? Есть фразы, которые передают суть эпохи. Например, о законодательстве в авторитарном государстве.
Для моих товарищей будут амнистии, для моих врагов — вся тяжесть закона, говаривал мексиканский диктатор Бенито Хуарес. Или о роли экономики в современном мире. Те, кто воюет мечом, в конце концов терпят поражение от тех, кто воюет сохой, как выразился Кемаль Ататюрк, президент Турции.
У монеты в России две стороны, сказал однажды вице–премьер российского правительства. Кто–то заработал много денег, а кто–то все потерял. И даже умер, уточнил вице–премьер.
Здесь, собственно, все. Эти слова — не только символ прошлого, но и картина грядущего. Грядущего, в котором для тех, кто не заработал много денег, места нет. Член правительства, много заработавший, не допустит, чтобы кто–то стал богатым. А тот, кто попробует это сделать, должен умереть.
Но в самом богатстве нет ничего плохого! Нет ничего плохого в океанских яхтах, частных самолетах, тысячеметровых квартирах, длинных лимузинах. И не может быть ничего плохого в холеных моделях, раскатывающих на лимузинах по городскому пространству, заботливо для них созданному. И нет ничего плохого в людях, которые всем этим владеют. Это умные и сильные люди, хорошо, что они есть. И хочется, чтобы их было больше. Чем богаче каждый, тем богаче общество, разве нет?
Добавим, что нет ничего плохого в разговорах о социальной справедливости. Нет плохого в том, чтобы предлагать людям меньше потреблять продуктов, как делал тот же вице–премьер. Нет плохого в том, чтобы рассказывать о братстве в нищете. Ну верит человек в нищету, Бог ему судья.
Плохо, когда богатство и призывы к равенству совмещаются в одном лице. Плохо, когда один и тот же человек призывает меньше потреблять и одновременно потребляет за десятерых. И даже говорит о том, как ему хочется назад, в СССР. Особенно когда он делает это, сидя в собственной квартире в лондонской Белгравии.
Если богач увидел счастье в бедности, кто может запретить ему стать бедняком? Но для этого не надо устанавливать плановую экономику. Евангелист Матфей донес нам слова Господа нашего: "Хочешь быть совершенным, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мф 19:21). И он же добавил, что "услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Мф 19:22). Сейчас этот юноша не отошел бы с печалью. Он вел бы Instagram, рассказывая о том, как правильно быть бедным, имея при этом "большое имение". И называл бы себя совершенным.
Когда–то первые европейские путешественники удивлялись жителям Московского государства. Они встретили там словно два разных народа, даже выглядевших по–разному. Одни, крупные и белотелые, страдали от ожирения. Понятно, бояре много ели, демонстрируя статус. Другие выглядели довольно убого, много работали, рано умирали. Крестьяне, что с них взять.
Через 500 лет, в 70–е годы прошлого века, население СССР, как шутили граждане, разделилось на красных и черных. У красных красные лица, они пьют красное вино и ходят в магазины с "красного хода". Черные едят черную икру, ездят на черных машинах и ходят в магазины с черного хода.
Марсианин, случившись ему спуститься на летающей тарелке в современную Россию, увидел бы здесь то самое раздельное существование различных народов, говорящих на общем языке. То, что называется словом "апартхейд" на африкаанс. Все принадлежит Великому и Могучему утесу, говорил персонаж романа братьев Стругацких, а ты получишь то, что тебе достанется.
В сущности, то же самое сказал и вице–премьер. Тем, кто не заработал много денег, предстоит испытать, как говорится, все тяготы и лишения. И без надежды заработать самим. Об этом позаботятся те, кто набивает карманы, спекулируя разговорами о сплочении и самоограничении.
Проблемы в развитии общества начинаются не в ту минуту, когда кто–то заработал много денег. Они начинаются тогда, когда этот же самый человек начинает мешать зарабатывать другим, прикрываясь какими угодно словами и идеями. Он просто боится, что кто–то окажется богаче и сильнее него, и хочет оставить всех нищими и слабыми.