Как проходит выставка "Византия сквозь века"

Автор фото: hermitagemuseum.org

Арт-критик Станислав Савицкий - о выставке "Византия сквозь века".

Византия сегодня не в моде, хотя, казалось бы, имперские амбиции должны располагать к тому, чтобы искать аналогии между Россией и Ромейской империей. Однако уместнее это было на закате советской эпохи, на который пришлись расцвет византинистики и всплеск интереса к этой цивилизации. Теперь никому в голову не придет равнять РФ с Восточной Римской империей: и размах не тот, и большими идеями мы не богаты, не говоря уже про то, что умению жить в свое удовольствие и находить изящное как в роскоши, так и в обыденном нам еще учиться, учиться и учиться.
Публика не толпится на выставке "Византия сквозь века". Это вам не импрессионизм. В Николаевском зале можно неспешно рассматривать экспонаты, забыв о том, что в соседних жуткая давка. Эта выставка — краткое введение в историю цивилизации ромеев: от открывающей ее римской копии Афродиты с выбитым крестом на лбу до "Св. Петра" Эль Греко, подытожившего своим творчеством традицию византийского гуманизма.
Тонко проработанные скульптурные портреты, ставшие образцами для иконных образов, и напольные мозаики из вилл и публичных учреждений, в которых христианская символика органично сочетается с распрекрасными павлинами, рассказывают о том, как мудро соблюдался баланс светского и религиозного в этом мультикультурном государстве. Значительная часть выставленных икон — вехи в истории византийского искусства.
Среди раритетов одна из трех резных икон св. Георгия и "Богоматерь Эпискепис", выполненная в технике мозаики на восковой основе. Орфея на Босфоре радушно принимали за Христа, о чем свидетельствует мрамор, запечатлевший божество в компании симпатичных зверей и сфинкса. Тонкая чеканка на футляре от лиры не оставляет сомнений в том, что креативность тут была в почете. Судя по изящным роскошным украшениям, нестяжательством ромеи не страдали. Здравый смысл редко покидал византийцев, даже когда дело касалось тонких материй. На рельефе "Вознесение Александра Македонского" император изображен с копьями в руках, на их острие насажены куски мяса. Два грифона по бокам, пытаясь до них дотянуться, увлекают героя в горние сферы. Ни тебе чудес, ни вертикали власти. Совсем не как в России.