Все более вероятное возвращение смертной казни закроет для Турции двери в ЕС. Но в самой Европе отношение к высшей мере наказания тоже далеко не однозначно.
В Турции не прекращаются разговоры о возвращении смертной казни, возобновившиеся после попытки государственного переворота. Президент страны Реджеп Эрдоган заявил, что эта мера наказания может быть возвращена, если парламент примет соответствующее решение. Он сослался на опыт США и Японии, в которых смертная казнь не отменена до сих пор. "Власть в этой стране, безусловно, принадлежит народу, а граждане требуют казни", — сказал турецкий президент, что, в общем, не оставляет вариантов.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в случае отмены моратория на смертную казнь поставит крест на попытках Турции стать членом Евросоюза. Именно ради того, чтобы стать членом ЕС, в 2004 году Анкара отказалась от высшей меры наказания.
Насколько серьезна Европа в своих заявлениях, сказать сложно. Хотя для европейцев вопрос смертной казни настолько принципиален, что не так давно они смогли повлиять в этом вопросе даже на американцев.
В 2011 году европейские
фармкомпании ввели запрет на экспорт препаратов, используемых для смертельных инъекций. Нехватку указанных медикаментов в США начали испытывать к 2014 году. В это же году разгорелся громкий скандал, связанный с приговоренным к смертной казни в штате Оклахома Клейтоном Локетом. После 201 минуты мучений осужденного казнь пришлось остановить, а другую казнь, намеченную на этот же день, перенести. В 2015 году в Огайо из-за нехватки препаратов несколько казней было отсрочено до 2017 года. А в Небраске, несмотря на вето губернатора, и вовсе отменили смертную казнь.
Сами европейские страны начали постепенно отменять смертную казнь с начала XIX века, но только в 1950 году была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод, предусматривающая, в частности, отмену смертной казни. Целью договора было не допустить повторения ужасов, имевших место во время Второй мировой войны. Противники этой меры наказания говорили о невозможности исключить ошибки судебной системы. В качестве примеров они приводили ряд резонансных дел, одним из которых стала история Тимоти Эванса, в 1950 году обвиненного в убийстве его беременной жены и маленькой дочери. Сам Эванс обвинял своего соседа Джона Кристи, но суд счел вину Эванса очевидной и приговорил его к смертной казни через повешение. Через несколько лет были обнаружены доказательства вины Джона Кристи, убившего, помимо жены и дочери Эванса, еще несколько человек.
В 1965 году на всей территории Соединенного Королевства (за исключением Северной Ирландии) был введен временный запрет на смертную казнь за убийство. Год спустя был посмертно помилован Тимоти Эванс, а в 1969 году норма о запрете применения смертной казни за убийство была утверждена как постоянная.
В Германии отмена смертной казни опередила Конвенцию о защите прав человека; впрочем, ряд казней, связанных с Нюрнбергским процессом, состоялись уже после запрета – в 1951 году. А вот в ГДР смертную казнь отменили только в 1987 году, до 1966 года для приведения в исполнение высшей меры наказания и вовсе использовали гильотину. Во Франции гильотину использовали вплоть до 1977 года. 4 года спустя Франсуа Миттеран ввел мораторий на смертную казнь, но на уровне конституции высшую меру наказания страна отменила только в 2007 году.
Сейчас единственной страной, расположенной в Европе и практикующей смертную казнь, остается Белоруссия. Но разговоры о возобновлении применения высшей меры наказания не утихают уже давно, и если Турция пойдет на возвращение смертной казни, то споры о том, не следует ли остальным последовать ее примеру, не обойдут стороной и Евросоюз. А если дойдет до референдума, то общественность может и не высказаться в пользу принципов гуманизма.
Опрос, проведенный в Великобритании в 2011 году, показал, что 65% жителей страны поддерживают возвращение смертной казни. А во Франции цифра сторонников этой меры наказания к 2013-му выросла до 50%, для сравнения – в 2011 году возобновление практики применения смертной казни поддерживали только 35% населения. В начале августа этого года после теракта в Ницце в интервью FigaroVox историк права Жан-Луи Аруэль высказался о смертной казни как об одном из способов борьбы с радикальными исламистами. Он также настаивал на том, что демократия в нынешнем виде представляет собой диктатуру Брюсселя и совершенно не отражает действительные желания общественности.