Оборот общепита Петербурга с начала 2016 года вырос на 5,9%

Автор фото: Ермохин Сергей
Вице-губернатор Санкт-Пеетрбурга Сергей Мовчан: «Обслуживание населения — тяжелейший вид бизнеса.

По оценкам Смольного, за 6 месяцев 2016 года оборот общепита по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 5,9%, однако в целом потребрынок проседает.

Лучше всего в последнее время чувствует себя общепит, свидетельствует статистика. За 6 месяцев 2016 года оборот в сфере общественного питания по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 5,9%, заявил на прошлой неделе вице–губернатор Сергей Мовчан, на конкурсе "Золотой Гермес", который проводится среди предприятий и организаций потребительского рынка города.
В Петербурге на рынке общепита новые предприятия соразмерно открывают как крупные сетевые игроки, так и одиночные проекты малого предпринимательства, замечает Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада. Новые ресторанные концепции интенсивно открывались в мае, в расчете на туристический поток.
Помог им и кризис — открытие ресторана сейчас требует меньших вложений: дешевле аренда, ремонт, ниже зарплаты. Лидеры рынка запускают по одному–два проекта, за весну открылось более 45 несетевых заведений. Среди новых проектов в общественном питании много представителей стритфуда, итальянской кухни и кофеен.
За последние 5 лет число организаций потребительского рынка в Петербурге в целом увеличилось почти на 9 тыс., отметил Сергей Мовчан.
Эксперты рынка к такой цифре, тем не менее, отнеслись скептически, объясняя, что нужно понимать, как этот показатель подсчитывался и сколько предприятий, например, одновременно закрылись.
На сферу потребительского рынка кризис уже оказал сильнейшее влияние, отмечают эксперты. На падении оборотов отразилось и существенное падение покупательной способности населения.

Формальный подход

"Есть предприятия, которые зарегистрировались, но не осуществляют деятельность, кто–то перерегистрировался. Что вижу по рынку я — роста отрасли нет, схлопываются очень многие", — уверен Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
По его мнению, на развитие предприятий потребрынка сильнейшее влияние оказали сносы торговых модулей, изменения схем размещения нестационарных торговых объектов и другие законодательные изменения.
"Мы видим снижение активности во всех сферах предпринимательской деятельности, государство сделало ставку на крупный бизнес, малым предприятиям по–прежнему тяжело выживать", — скептичен Алексей Третьяков.

Массовая торговля

У предприятий розницы ситуация хуже, чем у коллег из сферы общепита. Оборот розничной торговли в Петербурге по итогам первого полугодия 2016 года уменьшился на 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 578,5 млрд рублей.
В этой сфере активно увеличивается число сетевых магазинов, чего не сказать о магазинах независимой торговли.
Петербург является далеко не самым благоприятным городом для малых форм предпринимательства в сфере розницы — проникновение сетевой торговли здесь составляет 85%, по оценке агентства "ИНФОлайн".
"Мы видим, что последние годы число магазинов у дома уменьшается, их вытесняет крупная розница", — признает Борис Шифрин, директор по развитию Калининской овощебазы. Не лучше ситуация у городских рынков — их средняя заполняемость составляет 70%, часть площадей рынков занимают сетевые магазины.
В Смольном обещают, что осенью в городе могут появиться новые ярмарки. Но получить места там непросто — они всегда заняты на год и более вперед, а к кому обращаться в этом случае, участникам рынка не всегда ясно. Но индивидуальные предприниматели тем не менее активно открывают магазины рыбной и мясной продукции премиум–класса, морепродуктов, эко–маркеты, фермерские лавки.
Бородатый бум
Объем бытовых услуг в первом полугодии 2016 года тоже продемонстрировал падение на 8,8%. Упал рынок услуг по ремонту и техобслуживанию машин, услуг прачечных и химчисток, ритуальных услуг. Из всей сферы бытовых услуг небольшой прирост показывают только ремонт обуви (2,7%) и парикмахерские услуги (2,2%).
В этом сегменте, как уже писал "ДП", формируется ниша концептуальных парикмахерских для мужчин, они переманивают клиентов у обычных салонов красоты. В городе работают около 25 мужских парикхерских, это как сетевые, так и одиночные проекты. Последние 3 года активно развиваются на рынке детские парикмахерские, с мастерами–психологами и креслами–машинками. Их доля в общем объеме парикмахерских услуг составляет 3–6%.