Зачем Петербургу нужна специальная экономическая зона "Аэрополис"

На ПМЭФ-2016 много говорили о специальной экономической зоне "Аэрополис" возле Пулково-2. Речь идет почти о 7 млрд рублей инвестиций. "ДП" разбирался, зачем эта зона нужна городу.

На ПМЭФ Смольный представил проект развития территории у аэропорта Пулково–2. Здесь с участием банка "ВТБ" к 2020 году планируется возвести 100 тыс. м2 недвижимости, затратив 6,8 млрд рублей.
Резиденты комплекса получат налоговые льготы и другие преференции. "ДП" разбирался, что будет представлять из себя новая зона.

Новое название

Комплекс "Аэрополис" — это специальная зона с особым режимом использования (СЭЗ). Это похоже на особую экономическую зону (ОЭЗ), но есть свои нюансы. "Аэрополис" не является особой экономической зоной. Он создается с целью решения региональных задач развития экономики", — уточняет глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, указывая, что ОЭЗ нужны для решения федеральных задач.
После проверок счетной палаты в этом году федеральные власти признали ОЭЗ неэффективными — новые зоны пока создаваться не будут, а существующие переведут с федерального баланса на региональный. А 10 из 33 ОЭЗ в России, вероятно, закроют. Петербургская ОЭЗ "Новоорловская" работу продолжит.
Вторая особенность "Аэрополиса" — наличие частного инвестора, в то время как для развития ОЭЗ в России существует единая управляющая госкомпания, через которую они финансируются. Инвестором проекта планирует стать банк "ВТБ", но в заключенном соглашении со Смольным не прописано, всю ли сумму он вложит самостоятельно.
Общий объем инвестиций в развитие "Аэрополиса" оценивается в 6,8 млрд рублей, не считая возможных вложений будущих резидентов. Возвращать инвестиции планируется главным образом за счет арендной платы. Смольный войдет в проект землей и рассчитывает, что с 2019 по 2030 год поступления в бюджет города составят 7 млрд рублей.

Что внутри

В "Аэрополис" планируют привлечь операторов торговли, торговые представительства, компании из IT и креативных секторов. То есть по набору резидентов он будет принципиально отличаться от "Новоорловской", где в первую очередь развиваются промышленные предприятия, в том числе фармацевтические.
Преференции для различных секторов в "Аэрополисе" отличаются (см. СЭЗ "Аэрополис"). Закон об этой зоне в комитете по инвестициям обещают разработать к осени.
"Залогом успеха этой зоны станет высокая локализация услуг и резидентов, что даст синергетический эффект. Кроме того, приаэропортовая территория позволит объединить операторов международной и внутрироссийской торговли", — говорит Ирина Бабюк.

Кто придет

Первые шесть резидентов "Аэрополиса" определены, соглашения с ними подписаны на форуме. Всего комплекс рассчитан на 76–119 компаний.
В Knight Frank St. Petersburg говорят, что уровень свободных офисных площадей в районе Пулково приближается к нулю при ставках аренды на уровне центральных районов города. В "Аэрополисе" при этом обещают установить ставки на 10–30% ниже рынка, но точные цифры не называют.
"Если помимо качественных помещений проект предложит резидентам еще и указанные льготы, сомнений в его успехе не остается", — уверены в Knight Frank St. Petersburg.
Участники рынка менее категоричны. Александр Семенов, президент ГК "КОРУС Консалтинг", говорит, что для конкретной IT–компании должны сойтись вместе сразу несколько факторов.
"Переезд компании на новое место по затратам сопоставим с годовой платой за аренду офиса. Поэтому там должны быть не просто привлекательные условия, а очень привлекательные. Компания, вероятно, уже должна хотеть переехать, а льготы помогут окупить переезд, — рассуждает Александр Семенов. — Близость к аэропорту не имеет для IT ключевого значения".
В компании JLL полагают, что зона не должна быть рассчитана на переезжающие в пределах города компании.
"Давать преференции при размещении в определенной зоне оправданно лишь в случае уверенности, что такие льготы привлекут в эту зону те компании, которые еще не представлены в Петербурге. В противном случае на создаваемые площади будет перетекание спроса со стороны имеющихся компаний, что вряд ли даст толчок развитию города в целом", — полагают в петербургском офисе компании JLL.