Бюджет Ленобласти 2015 года исполнен на 94%

Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов Роман Марков

Законодательное собрание Ленобласти утвердило исполнение бюджета региона за 2015 год. Год завершился с профицитом в 12 млрд рублей, что составляет около 11% от консолидированного бюджета, и сокращением госдолга на 1,3 млрд рублей. Однако в парламенте остались недовольны сбором налоговых поступлений по НДФЛ и большим количеством налоговых льгот. "Бюджет растет, а жить все хуже", — считают депутаты.

По словам первого зампредседателя правительства Ленобласти по финансам Романа Маркова, прошлый год прошел в ситуации неопределенности макроэкономических параметров, но в бюджетной политике власти придерживались умеренно-консервативного подхода. "Мы вышли на рекордные цифры по освоению бюджета Ленобласти", — сказал он.
Консолидированный бюджет региона в 2015 году составил 132,5 млрд рублей, из которых 120,9 млрд рублей — это собственные доходы. Профицит областного бюджета в 12 млрд рублей образовался за счет недорасходования средств по ряду программ, а также росту налоговых поступлений. Рост доходов составил 8,5% по сравнению с 2014 годом, а по сравнению с запланированными — 14,8%. Расходы составили 93,6% от запланированного и выросли на 12,5% по сравнению с 2014 годом. Вместо дефицита в 7,9 млрд рублей профицит составил 12 млрд рублей.
По адресной инвестпрограмме в 2015 году было потрачено более 6 млрд рублей, что позволило ввести в строй 18 детских садов, шесть школ, 18 крупных спортивных сооружений и т. д.
Госдолг снизился на 12% и составил 9,6 млрд рублей. Поменялась и структура госдолга: сократились кредиты в кредитных организациях и выросла сумма бюджетных кредитов под ставку 0,1%, таким образом, сократилась нагрузка по обслуживанию госдолга. "Исходя из профицита, бюджет имеет дальнейшую возможность по снижению госдолга", — сказал глава КСП Алексей Ларькин.
Самое низкое расходование средств показала дорожная отрасль, где бюджет был исполнен на 74%, хотя по абсолютным цифрам есть рост. Однако не были освоены федеральные средства на развитие автодорог, и это риск, потому что в случае неиспользования субсидии возвращаются в бюджет, отметил Роман Марков. Среди других проблем он назвал невыполнение графика строительства перинатального центра в Гатчине, отставание по срокам строительства объектов газификации.
В связи с этим, отметил первый зампредседателя правительства, кадровый состав блоков ЖКХ и строительства уже менялся, а также были дисциплинарные выводы по транспортному и дорожному комитетам.
Алексей Ларькин также добавил, что растут субсидии ресурсным организациям: субсидии энергетическому комплексу выросли на 47% по сравнению с 2014 годом и составили 2,3 млрд рублей, субсидии по водоснабжению выросли вдвое и составили 445 млн рублей.
Парламентарии отметили потери от предоставления налоговых льгот: в прошлом году, по их подсчетам, они составили около 15 млрд рублей, поэтому необходимо проанализировать их целесообразность и влияние на доходы. Впрочем, как отметил Роман Марков, сокращение неэффективных льгот происходит, но работа с инвесторами — это залог будущего развития. "Сегодня в Ленобласти сумма льгот по отношению к доходам выше, чем в среднем по России, но мы сознательно на это пошли. Мы не ослабляем внимания к проблеме и ведем мониторинг. Если какие-то исчерпают себя, то мы от них откажется. По крупным предприятиям эффект от их работы выше, чем льготы, которые мы предоставляем", — сказал он.  
Еще один вопрос — это поступления НДФЛ. Как отметил депутат Василий Кострица, эту часть налогов можно увеличить, но есть работодатели, которые платят зарплаты в конвертах. По его словам, недобор по НДФЛ составляет около 2-2,5 млрд рублей. "Все ваши достижения по налогам только за счет крупнейших налогоплательщиков", — сказал он.
Фактически подытожил дискуссию депутат Андрей Лебедев, который отметил, что бюджет все лучше, профицит все больше, а ощущения от жизни все хуже.