Журналист Ольга Комок — о фестивале современного танца Open Look.
Петербургский по прописке и международный по призванию фестиваль современного танца Open Look достиг совершеннолетия. 18–й смотр всего, что движется не на пуантах, сдает экзамен на зрелость во всеоружии: основная площадка — Новая сцена Александринского театра — как нельзя лучше подходит минималистично–технологично–просветительскому имиджу фестиваля, программа не просто обширна, но хорошо наполнена "санкционными продуктами" — полноформатными спектаклями из Нидерландов, Бельгии, Франции, Норвегии, Испании, Польши. При этом баланс с российскими постановками явно выдержан не в целях "импортозамещения", а как свидетельство об успешном окончании школы.
Современный танец, исторически находящийся в оппозиции классическому балетному наследию, в наших краях по очевидным цензурно–идеологическим причинам опоздал в развитии на несколько десятков лет. С появлением на карте мира Российской Федерации вместо Советского Союза отечественным энтузиастам свободного пластического самовыражения отнюдь не сразу удалось влиться в мировую картину профессионального театра в категории "современный танец". Даже теперь фестиваль Open Look разделен на два потока — западные мэтры отдельно, "Национальная платформа современного танца и театра RUSSIAN LOOK" — отдельно. Но это разделение, кажется, стало данью скромности или привычке организаторов: школа пройдена, и труппы из Петербурга, Москвы, Челябинска, Ставрополя, Вологды составляют достойную конкуренцию иностранным гостям если не в смысле зрительского ажиотажа (что было бы даже жаль), то по части владения техникой, точнее, техниками, коих в мире современного танца легион.
Пройтись хоть по программе. 1 июля фестиваль открывает успешно колесящий по миру спектакль "Квантум" швейцарского хореографа Жиля Жобэна, который далеко не первый раз обращается к науке как источнику вдохновения для абстрактного танца. На этот раз Жобэн сочинил балет о лаборатории физики высоких энергий ЦЕРН, точнее, о своем потрясении от встречи с гравитацией, бозоном Хиггса и прочими элементарными частицами. Инсталляция Юлиуса фон Бисмарка из четырех управляемых осветительных ламп в сочетании с довольно привычными (хм, для современного танца) па трех пар так поразила российских фанатов, что спектакль было решено повторить: 2 июля — второй показ.
А 7 июля Челябинский театр современного танца представит спектакль "Теоретическая модель абсолютной свободы", который примерно про то же самое: целый час танцоры будут передавать пластикой (не менее энергичной, чем у прославленного Жобана) свои ощущения от встречи с машинами — кинетическими объектами челябинского инженера–механика Николая Панафидина. Стерильно–белая, как в лаборатории, сцена снова станет ареной битвы человеческого тела с неживой материей.
Спектакль компании Cie Opinion Public "БОБ'АРТ" (Бельгия), который будет показан 5 и 6 июля, рифмуется с постановкой cтавропольской труппы "Танц.театр 10th Avenue "Муха в повидле" (8 июля). В первом случае на сцене будут смеяться над отношением к современному искусству, во втором — над человеческими взаимоотношениями вообще, притом и бельгийцы, и ставропольцы не только танцуют, но и толкают речи, стучат по чему попало, используют пантомиму (но не клоунаду), да и одеты то в треники, то в вечерние костюмы. Очень любопытно, чья постановка на деле окажется остроумнее.
Вообще–то описания спектаклей современного танца часто играют со зрителем ту же шутку, что кураторские тексты с потребителем современного искусства: "легенды" любопытнее, чем зрелище как таковое. Большой вопрос: достаточно ли брутальны драки в норвежском опусе Kari Hoaas Productions "На пределе момента", который анонсирован как история "о грубости, уязвимости, силе, бессилии и о мужчинах на примере тем ритуала, борьбы, соперничества и игры", но поставлен при этом на удивительно лиричный саундтрек (3 и 4 июля)? Похож ли на видеооперу и танцевальный концерт, как обещано, моноспектакль французов d'Autres Cordes "Утопия", в котором электронный скрежет Франка Вигро аккомпанирует замедленной пластике Мириам Гурфинк и заторможенному видео Курта Д. Хэзелеера (4 и 5 июля)? Ну и, конечно, главный вопрос — как будет организован спектакль испанского хореографа и танцовщика Хавьера Мартина "Симптома", построенный на диалоге с роялем недавно ушедшего Олега Каравайчука (2 июля)? Спектакль состоится, в этом нет сомнений. Каким он будет, чего ожидать?
В этом, пожалуй, и состоит нерв фестиваля Open Look — никогда не знаешь, чего ожидать даже от самых, казалось бы, известных имен, не говоря о неофитах. Современный танец — это вам не "Лебединое озеро", здесь всегда есть чему удивиться.