Кризис сместил акценты российской туриндустрии с выездного туризма на внутренний, а также на прием гостей из других стран. Но, чтобы соответствовать их запросам, придется поднимать инфраструктуру и сервис, улучшать логистику и придумывать новые маршруты.
Российская туристическая индустрия из-за кризиса сместила акценты с выездного туризма на внутренний, а также на прием иностранных гостей. Чтобы соответствовать их запросам, придется поднимать инфраструктуру и сервис, улучшать логистику и придумывать новые маршруты. К такому выводу пришли участники панельной сессии «Роль индустрии туризма в современной экономике» на ПМЭФ-2016.
Открывая дискуссию, генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи отметил, что культура — рассказчик об истории наций, а туризм нужно развивать, чтобы этот рассказ не прерывался. «Мир не вышел из экономической депрессии, но, несмотря на экономические, природные, гуманитарные катаклизмы люди продолжают путешествовать. В 2015 году глобальный турпоток вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом. А в 2016 году он уже увеличился на 4,4%. В мире ежегодно путешествует 1 млрд человек, а по прогнозу экспертов, через 50 лет число туристов вырастет до 6 млрд человек», — сообщил Талеб Рифаи.
По его данным, на туристическую отрасль приходится 7% мировой торговли. «В туристической сфере в прошлом году было потрачено $1,4 трлн (или $4 млрд в день). И дальше экономические показатели отрасли будут только расти», — уверен он. В последние годы, по словам Талеба Рифаи, центр мирового туризма смещается на юг и восток. «И Россия — часть этой зоны роста. Она входит в десятку самых популярных у туристов стран», — отметил он.
«Туризм объединяет народы и нации. Не нужно ждать позитивных сдвигов в этой отрасли, надо самим направлять ее развитие», — считает министр туризма Греции Елена Кундура. Она отметила, что Греция в кризисном для себя 2015 году именно так и поступила. «В результате мы увеличили туристические потоки в страну. Число туристов из России в Грецию в этом году выросло в 5 раз. Мы понимаем, что в значительной степени в этом виновата геополитика, а именно перераспределение в сторону Греции потоков туристов, для которых оказались закрыты Турция и Египет. Но мы приложили существенные усилия, чтобы получить и удержать этот турпоток. Туристы выбирают направление не только по цене, но и по качеству услуг. А в этом Греция сейчас превосходит многие страны той же еврозоны», — отметила Елена Кундура.
Министр культуры и туризма РФ Владимир Мединский сообщил, что российская туриндустрия пытается приспособиться к изменившейся рыночной конъюнктуре. И назвал три основные проблемы, которые отрасль решает в данный момент. Первая — активное развитие малых туристических городов. «Именно развитие туризма в этих городах поддерживает экономический рост. Там нет природных ресурсов и промышленности, но на одного местного жителя приходится до 100 туристов.
А по статистике пять туристов обеспечивают одно рабочее место в городе, который посещают. Это приводит к развитию инфраструктуры и росту уровня жизни. Знаете, где в России за последние 20 лет был самый большой рост цен на недвижимость? Оказывается, в Суздале — в 100 раз. А причина как раз в развитии туризма. Хорошая инфраструктура в городе, экология, история — теперь многие люди хотят там жить», — рассказал Владимир Мединский.
Вторая проблема, по его словам, обязательная классификация российских отелей. «Мы внесли соответствующие предложения в правительство РФ и надеемся на их поддержку. Опыт классификации отелей перед Олимпиадой в Сочи показывает, что это позитивно и помогает открытой конкуренции на рынке», — отметил министр. Третья проблема — развитие новых туристических маршрутов. «К привычному «Золотому кольцу РФ» мы прибавили «Серебряное кольцо», «Российские усадьбы» и «Великий шелковый путь на территории России». Этот продукт, я уверен, будет интересен не только для внутреннего туриста, но и для иностранцев. Для продвижения новинок за рубеж мы уже в этом году откроем 14 специальных офисов», — сообщил Владимир Мединский. Он выразил уверенность, что турист, который хоть раз побывал в России и тепло здесь был принят, никогда не станет нашим врагом. «Так что развитие туризма важно и с политической точки зрения», — заключил Владимир Мединский.
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов добавил, что до 2014 года под туризмом в России понимали в основном выездной туризм. «Но теперь стратегия изменилась. Теперь нам важно развивать внутренний и въездной туризм, поскольку именно они поддерживают экономику нашей страны. Это несырьевой бизнес с большим потенциалом. Но это не отдельная отрасль, а целая индустрия, на которую замкнуты минимум 50 отраслей экономики. Для развития очень важна их экономическая и идеологическая синергия», — говорит Олег Сафонов.
По его данным, в 2015 году россияне совершили внутри страны 50 млн путешествий, что на 20% больше, чем годом ранее. «Растет туризм в регионах. Тот же Крым в этом году посетит на 22% больше россиян, чем в прошлом (тогда полуостров посетили 5 млн человек)», — сообщил он.
Точкой роста туристического рынка России, по словам Олега Сафонова, может стать развитие санаторно-курортной инфраструктуры, которая досталась нам в наследство от СССР. «Такого нет больше нигде в мире. И этот продукт — отдых, профилактика и лечение в одном месте — можно и нужно предлагать иностранному туристу. Тем более что по ценам мы сейчас вполне конкурентны», — говорит он.
Также, по словам Олега Сафонова, нужно больше внимания уделять «караванингу» — туризму на собственных автомобилях и трейлерах. «Объем этого рынка в Европе оценивается в $19 млрд в год. Германию, например, посещают 5 млн таких туристов в год, а Россию — только 2 тыс. Нет инфраструктуры и нет интересных маршрутов для автодомов. Надо их разрабатывать и предлагать», — заключил он.
«Пока хромает подготовка кадров и качество услуг в нашей туриндустрии. Сети операторов работают по старинке — не умеют формировать комплексный продукт для туриста. Нет всесезонных программ. Мы только учимся создавать такие курорты, а привлечь деньги для их строительства очень сложно. И наконец надо разрабатывать прямые маршруты в интересные регионы России. А то на многие территории пока можно добраться только через Москву. А это дорого», — добавил министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.
«Сам турист меняется. Это тоже нужно брать в расчет. Трендов несколько. Во-первых, активно развивается индивидуальный туризм. Во-вторых, растет число обеспеченных туристов, которые пытаются сэкономить (к слову, расходы туристов ежегодно растут на 5%). В-третьих, во всем мире растет спрос на экотуризм», — перечисляет председатель наблюдательного совета TUI AG Клаус Мангольд.
По его мнению, все эти тренды Россия должна использовать для развития своей туристической индустрии. «Но без поддержки государства здесь не обойтись. На него замыкаются как вопросы обеспечения безопасности в стране, так и вопросы развития туристической инфраструктуры, которая требует больших вложений», — отметил Клаус Мангольд.
Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД», сообщил, что корпорация очень заинтересована в развитии туризма, поскольку это часть и ее бизнеса.
«Мы в год перевозим более 1 млрд человек, в том числе 200 млн человек — на дальние дистанции. Объем перевозок на популярных у туристов направлениях, например в Сочи и Крым, растет на 30% в год. И мы стараемся соответствовать растущему объему перевозок: вводим новые подвижные составы (в том числе двухэтажные вагоны), увеличиваем число скоростных поездов, запускаем специальные туристические поезда по историческим местам, Транссибу, «Золотому кольцу» (их уже 32 по стране, число таких туристов за прошлый год выросло на 30%). Маршруты пользуются большим спросом у иностранных туристов. Если в прошлом году ими воспользовались 75 тыс. туристов из Китая, то в этом году число запросов от них выросло до 90 тыс.», — рассказал он.
А президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс рассказал о проблемах страхования туристов. Главная из них — страхование обязательной ответственности туроператоров. «До 2014 года их было 2 тыс. на рынке России, а сейчас осталось 1 тыс. Остальные ушли, а мы были вынуждены выплатить 1 млрд рублей компенсаций их клиентам», — сообщил он. А вторая проблема — страхование туристов, которое с недавних пор сделали добровольным.
«Практика показывает, что страховаться хотят далеко не все. И проблем из-за этого возникает множество. Мой вам совет: не путешествуйте без страховки, не экономьте на жизни и здоровье!» — заключил Игорь Юргенс.