Петербуржцы стали меньше тратить на одежду

Каждый третий россиянин экономит на одежде, среди петербуржцев таких больше. В разгар кризиса развиваются ретейлеры, предлагающие самую дешевую одежду, — универмаги экономкласса и секонд–хенды.

Одежные сети самого демократичного формата планируют расширение. Так, сеть Familia, которая насчитывает 13 магазинов в Петербурге, собирается увеличить свое присутствие в Петербурге до 20–25 магазинов до конца 2018 года, а в России удвоить сеть до 200–230 магазинов. Modis тоже рассматривает предложения по аренде торговых помещений в городах России. Сеть универмагов "Ценопад" изучает возможность открытия новых точек, но точное количество не раскрывает. Сеть секонд–хендов "МегаСтиль" продолжает рассматривать новые площади в регионах страны. "Московская сеть OffPrice активно рассматривает помещения в Петербурге, французский бренд TATI ищет партнера для открытия магазинов в России", — рассказывают в Colliers International в Петербурге.
Продажи в магазинах дешевой одежды за время кризиса выросли на 16%, говорит Дарья Ядерная, гендиректор Y–Consulting. Схожую цифру называют в сети Familia: "На фоне общего кризиса, когда продажи регулярного ретейла падают, прирост нашей выручки по сопоставимым магазинам за 2015 год составил 18%".
Сеть Modis финансовые показатели за 2016 год не раскрывает, но, например, по результатам 2014 года, согласно СПАРК, прирост оборота ЗАО "Одежда 3000" составил 18,6%, до 8,3 млрд рублей.

Средний класс обеднел

Валютные колебания, которые привели к повышению цен на импортную одежду, заставили покупателей внимательнее подходить к выбору одежды. Согласно опросу холдинга "Ромир", экономить на одежде и обуви год назад планировал 21% опрошенных россиян. Спустя год практически каждый третий респондент (31%) признался, что был вынужден сократить расходы на одежду и обувь.
В этом году стало очевидно, что возврата к докризисному благополучию не предвидится, отмечают в Fashion Consulting Group. Если раньше, по их словам, стиль жизни петербуржцев среднего класса был близок к европейскому, то сегодня европейские стандарты потребления выглядят как стиль класса премиум. Вследствие этого продукция таких мировых гигантов рынка, как Zara, Mango, Adidas, стала переходить в категорию дорогих брендов и теперь доступна для ограниченного количества россиян — это сотрудники успешных частных компаний и отдельные высокооплачиваемые специалисты из больших городов. Основная же часть жителей страны и сотрудники бюджетной сферы вынуждены искать более дешевую альтернативу.
По ожиданиям Fashion Consulting Group, доля нижнего ценового сегмента от общего объема продаж может вырасти с 51% в 2014 году до 65% в 2016 году.
"Спрос на одежду и обувь в целом увеличился, но бюджет покупателя, безусловно, сократился, и продажи сдвинулись в сторону формата дисконт", — рассказывает директор по маркетингу и развитию сети супермаркетов одежды "МегаСтиль" Александр Айвазян. Компания работает в разных ценовых сегментах. Но в условиях кризиса, по словам Александра Айвазяна, некоторые новые супермаркеты были переведены в демократичный формат уже через пару недель после открытия.
Повальной потери покупателей масс–маркету бояться не стоит, уверен топ–менеджер одной из российских сетей в этом сегменте: "Завсегдатаи таких магазинов, как Incity и befree, даже в кризис покупать в стоках не станут, а скорее отправятся в Ostin".

Недорогой поток

По наблюдениям Colliers, одежные универмаги ищут помещения в торговых центрах у метро, в зонах с интенсивным пешеходным трафиком. Универмаги дешевой одежды, как правило, занимают площадь 1–2 тыс. м2, но не могут платить дорогую аренду из–за низкой маржинальности.
"Ранее эти сети имели возможность развиваться не в самых удачных ТЦ, сейчас управляющие торговыми комплексами гораздо благосклоннее стали относиться к подобным арендаторам, так как они позволяют заполнить площади, не теряя при этом посетителей торгового центра, говорят в JLL.
Средний чек в магазинах бюджетного сегмента составляет не более 1200 рублей.
Цены в магазинах эконом– и бюджетного сегмента примерно на 35–40% ниже, чем в масс–маркете, отмечает Дарья Ядерная. Сами ретейлеры в оценках смелее и говорят о разнице в стоимости на 65%. "Согласно внутреннему аудиту, цены в Familia ниже в среднем на 60–65%, чем в магазинах сегмента масс–маркет, по результатам I квартала 2016 года средний чек в сети равен 1300 рублям", — говорят в компании.
По данным JLL, на долю универмагов одежды дешевого сегмента приходится около 4–5% от общего объема площадей, занимаемых одежными ретейлерами, но доля эта будет расти в ближайшие 2 года.
Впрочем, хотя по занимаемой площади таких арендаторов можно причислить к якорным, они генерируют специфические покупательские потоки с низкой покупательной способностью, отмечают брокеры.
В кризис количество вещей, которые люди готовы безвозмездно отдать на благотворительные цели, уменьшилось. Зато в наших благотворительных магазинах точно увеличилось количество покупателей и вырос средний чек, правда, что именно является причиной — кризис или наше развитие, сказать сложно. Сейчас мы анализируем рынок, после чего примем решение об открытии новых магазинов. Сейчас у проекта "Спасибо!" 50 контейнеров для сбора вещей в торговых центрах и культурных пространствах города. В этом году мы планируем увеличить количество контейнеров в несколько раз.
Юлия Кулешова
создатель сети благотворительных магазинов "Спасибо!"