Столичный сервис аренды квартир "Локалс" учел ошибки и возвращается в Петербург

Автор фото: Архив "ДП"
Евгений Лучинин

Московский сервис аренды квартир "Локалс" начал работу в Петербурге. Первая попытка выхода на рынок города в прошлом году не удалась, но в этот раз петербургский трафик сайта догнал московский.

Сервис аренды квартир без посредников "Локалс" был создан в 2011 году и сначала работал только в Москве. Соучредители компании — Данила Антоновский, который раньше работал редактором и вел блог о красивых московских квартирах, Евгений Лучинин — дизайнер и соучредитель нескольких IT-стартапов. За техническую часть проекта отвечал IT-специалист Константин Осинцев. В прошлом году компания попыталась выйти на петербургский рынок, но дела сразу пошли плохо: новых арендодателей почти не появлялось и популярность сайта была невысокой.
В апреле 2016 года сервис снова запустили в Петербурге, на этот раз удачно: за месяц работы сайт догнал столичный по посещаемости, а по соотношению количества объявлений к численности населения Петербург даже лидирует. Сейчас месячная аудитория сервиса — 100-120 тыс. человек, за это время на сайте размещается около 3 тыс. объявлений от собственников. 
"В первый раз мы долго не могли найти арендаторов; когда запустились, думали, что они сами начнут обращаться, а оказалось, что нужно набирать базу, обзванивать собственников, тратить на это ресурсы и время", — рассказывает Евгений Лучинин. Он добавляет, что главное для такого сервиса — своя база актуальных предложений. То есть дело не в количестве: из десятков тысяч предложений часть нередко оказываются риелторскими, а не от собственников. Также немало объявлений без фото, подставных квартир и др. Все это портит репутацию сайтов, а для них это важный актив: многие при поиске жилья пользуются "сарафанным радио". "На этот раз мы завели на сайте, например, систему жалоб: клиенты могут сообщить, что номер недоступен, информация в объявлении ложная. При этом на рекламу тратились немного: на опыте Москвы научились при небольших затратах получать результат", — добавляет Евгений Лучинин.
Зарабатывает компания на плате за подписку для арендаторов, и годовая выручка составляет около 20 млн рублей. В штате работают девять сотрудников (колл-центр из шести человек и три технических специалиста), еще четыре-пять — на фрилансе. Затраты на выход в Петербург собственники не раскрывают, но отмечают, что пока проект инвестиционный и на его поддержание уходит несколько десятков тысяч рублей в месяц — это в основном зарплаты специалистов.
За время работы компания сменила несколько бизнес-моделей: сначала проект хотели монетизировать с помощью рекламы, затем пытались продавать страховки владельцам квартир. Но остановились на платной подписке — она оказалась самой эффективной. "Недавно мы в тестовом режиме запустили услугу «защита номера»: на сайте публикуется подменный номер собственника с переадресацией на основной. Это защищает номер от попадания в поисковики и базы риелторов", — рассказывают в компании. В планах учредителей — организовать внесение через сайт залога и арендной платы, а также запуск в российских городах-миллионниках.
Лидеры петербургского рынка сервисов по поиску жилья те же, что и на федеральном уровне, — Avito, ЦИАН, "Стопагент" и др., немалую конкуренцию им составляют соцсети. Объем рынка аренды квартир в Петербурге оценивают в несколько миллиардов рублей в месяц, но цифры разнятся: очень заметную часть составляет "серый" и "черный" рынок. По данным агентства Penny Lane Realty St. Petersburg, в Петербурге сдается примерно 30–50 тыс. квартир. Цены на аренду квартир постепенно падают с 2015 года — пока на несколько процентов, но через год-полтора многие участники рынка ждут снижения до 10%. Спрос, по данным АН "Итака", в 2015 году упал на 16%.
Генеральный директор агентства Penny Lane Realty St. Petersburg Павел Пикалев рассказывает, что специальные сайты и соцсети являются конкурентами для агентств только в низком ценовом сегменте — речь о квартирах, которые стоят до 30-40 тыс. рублей в месяц. "Люди выбирают такой способ ради экономии, но больше рискуют и больше тратят времени, — говорит он. — В высоком сегменте клиенты предпочитают агентства — так они потратят больше, но взамен получат надежность и скорость".
Катерина Соболева, управляющий директор департамента жилой недвижимости NAI Becar рассказывает, что сейчас на рынке  два основных инструмента для аренды квартир: агентства недвижимости и соцсети, знакомые - "сарафанное радио". "Соотношение примерно равное: 50 на 50, - добавляет она. - В условиях кризиса на первое место постепенно выходят соцсети и платные приложения для смартфонов, позволяющие найти жилье без посредников. В течение текущего года мы прогнозируем рост числа обращений в агентства, так как это позволяет собственникам квартир избежать выплаты комиссионных".
Мария Херманс, управляющий партнер Investum Russia отмечает, что самая популярная модель заработка для сервисов аренды недвижимости - плата за доступ к контактным данным арендодателей, в среднем 1 тыс. рублей за две недели доступа. "Но стоит отметить, что за последние два года сильно активизировались тематические группы в соцсети ВКонтакте, где плата берется за размещение любой информации - как от арендодателей, так и арендаторов. Данная модель является не только жизнеспособной, но и вполне прибыльной, принося создателям и администраторам тематических групп доходы, сопоставимые с доходами от обычных арендных сайтов", - заключает она.