Почему Россия постепенно переходит на западную модель потребления контента

Автор фото: Архив "ДП"

Глава онлайн–кинотеатра Tvzavr и кластера в Российской ассоциации электронных коммуникаций Марина Сурыгина о том, как бороться с видеопиратством, как приход Netflix в РФ может погубить российский бизнес и почему Россия постепенно переходит на западную модель потребления контента.

Как научить аудиторию платить за то, что негласно считается бесплатным? Иными словами, как изменить устоявшуюся модель поведения пользователей в Рунете и приучить к легальному кино?

— Потребление платного контента — это новый тренд, который появился на рынке. Его задали Google и Apple, а подхватили все остальные игроки. В Tvzavr пользователи также начинали платить за контент. Аудитория платных пользователей активно увеличивается, причем если у нас раньше был сдвиг в сторону модели покупки контента на ограниченное время, то сейчас, по статистике, на Tvzavr в основном покупают различные виды подписок и фильмы по модели "купить навсегда", то есть Россия постепенно переходит на западную модель потребления контента.
Пользователи, сами не задумываясь, стали платить за кино в Интернете, потому что это дешевле, чем сходить в кинотеатр: за 100–300 рублей можно посмотреть фильм дома всей семьей на большом экране.

Существует ли какой–то специальный рецепт для российских реалий или отказ от пиратского контента — повсеместная мировая тенденция?

— По сравнению с западными странами Россия всегда несколько отставала в сфере защиты мультимедийного контента в Интернете. Однако в конце 2015 года начали появляться законодательные инициативы, которые должны помочь отрасли в борьбе с пиратством. В частности, стали блокироваться нелегальные сайты, их зеркала, был закрыт навсегда один из главных пиратских торрент–трекеров — RuTracker.
Сами правообладатели также начали принимать активное участие в защите своего контента: они отслеживают его на пиратских ресурсах и удаляют. Мы добиваемся понижения пиратских сайтов в поисковой выдаче, договариваемся с рекламодателями о том, чтобы они не размещались на нелегальных площадках. На мой взгляд, лишение владельцев торрент–трекеров возможности зарабатывать — самая эффективная мера. Понижение в поисковой выдаче также должно эффективно отразиться на борьбе с пиратством, ведь большинство пользователей не специально ищут нелегальный контент в Интернете, они просто забивают фильм в поисковик, чтобы его посмотреть, и, как правило, проходят по первой ссылке, которая часто ведет на пиратский ресурс.

В мае вышли поправки к так называемому антипиратскому закону. Как развивались онлайн–кинотеатры ранее и что изменилось?

— Антипиратский закон практически дал толчок правообладателям к тому, чтобы они начали защищать свой контент. Теперь они все чаще обращаются к пиратским сайтам с просьбами заблокировать свой контент, обращаются в суды, если те отказывают, — в общем, ведут активную политику в сфере защиты своего контента в Интернете. Показательной стала ситуация с сериалом "Метод": правообладатели активно блокировали его на пиратских сайтах, и это послужило поводом к всплеску просмотров на легальных видеосервисах. И сейчас мы видим, что аудитория того же Rutracker в марте упала в 2 раза по сравнению с январем. Все это действительно дает толчок к развитию легального видео. При этом сейчас дорабатываются многие вещи, такие как удаление пиратских сайтов из поисковой выдачи, это даст еще больший импульс к развитию легальных сервисов.

Минувший 2015 год отмечен заметным ростом доходов основных игроков на рынке. С чем это связано?

— Рост доходов прежде всего обусловлен ростом платной модели потребления. Не последнюю роль в этом сыграло развитие рынка мобильных устройств и Smart TV. С их появлением, по сути, и началась платная модель. И на Smart TV, и на платформе Mobile практически нет пиратского контента, а аудитория этого сегмента активно растет, причем зачастую это именно платящая аудитория. Ее росту, в свою очередь, способствует развитие скоростного мобильного Интернета, а также то, что телевизоры с функцией Smart TV становятся все дешевле и доступнее для населения. Ну и нельзя забывать про рост рекламного рынка в Интернете. Так, Tvzavr за 2015 год показал двукратный рост выручки.

Как вы считаете, когда наступит тот момент, когда на запрос в поисковике, например сериал "Винил" или "Игра престолов", пользователь увидит только легальные ресурсы, а не пиратские сайты?

— Сейчас в Роскомнадзоре рассматривается проект, который, так скажем, закрывает поисковикам выдачу нелегальных ресурсов: все заблокированные ресурсы и их зеркала будут недоступны в поисковой выдаче. Уже сейчас мы добились того, что они перестали появляться в контекстной рекламе, хотя раньше их было очень много. Это быстро повлияет на поисковую выдачу в Web.
Кроме того, большой процент аудитории сейчас выходит в Интернет с мобильных устройств, поэтому постепенно поисковая выдача становится все менее важной. Аудитория просто устанавливает себе те приложения, в которых можно смотреть фильмы легально.

Вы возглавляете кластер РАЭК / "Медиа". Какие ключевые решения были приняты в последнее время в рамках этой организации?

— Теперь он называется кластер "Цифровой контент", потому что понятие "медиа" очень широкое. Мы занимаемся в основном проблемой распространения контента в Интернете. Участники кластера активно работают в группах при Роскомнадзоре и в экспертном совете при правительстве. В кластер входят правообладатели, представители "Ростелекома", "СТС–Видео", Ассоциация интернет–видео, а также аналитические центры.
Благодаря деятельности кластера мы и смогли добиться изменений на рынке, касающихся пиратства. Но основная задача все–таки — это популяризация легального контента. Мы делаем все, чтобы продвинуть саму технологию Smart TV, чтобы было больше не запрещающих мер, а разрешающих, мотивирующих пользователей потреблять контент легально.

В 2012 году несколько легальных российских киноплощадок (в частности, Zabava.ru, принадлежащая "Ростелекому", и Play) решили сделать ставку на платную модель и развивать систему подписки. Однако спустя 4 года львиную долю доходов видеосервисам приносит все же реклама.

— Ситуация меняется постепенно. В некоторых онлайн–кинотеатрах, которые работают по смешанной модели, плата за контент уже занимает половину доходов.
В Tvzavr доля платного контента тоже растет, в этом году мы хотим увеличить ее до 15%. От рекламной модели мы не готовы отказаться, потому что пока она приносит нам большую часть дохода, в то же время делаем ставку, конечно, на платные сервисы.

Что смотрят в онлайн–кинотеатре?

— По бесплатной модели на Tvzavr смотрят в основном детские мультсериалы, "Маша и Медведь", как всегда, на первом месте, а также российские сериалы. По платной модели смотрят новинки кинопроката.
Большей популярностью пользуются российские новинки, они открываются раньше, чем зарубежные. Их смотрят в основном на Smart TV, чаще всего это те самые фильмы, на которые меньше ходят в кинотеатры. В прошлом году самыми популярными фильмами были "Духлесс 2" и "Воин".

Кинотеатр Megogo собирается заняться кинопрокатом. Как вы оцените эту инициативу, может, у вас есть подобные планы?

— Пока не планируем. Насколько мы видим, правообладатели, имея хорошие прокатные релизы, неплохо зарабатывают на офлайн–показах. Все зависит от того, какие они будут привозить и показывать фильмы. Однако перспективы у подобного начинания есть.

После выхода Netflix на российский рынок Медиакоммуникационный союз разработал законопроект о регулировании работы сервисов онлайн–видео в РФ. Может ли эта инициатива поставить под угрозу доходность бизнеса видеосервисов?

— Да, мы слышали про этот законопроект. На мой взгляд, его следует доработать или совсем не принимать, поскольку пока эта инициатива направлена не на ограничение работы Netflix, а на ограничение существующих игроков рынка в иностранных инвестициях. Он лишает российские сервисы зарубежных денег, возможности производить и показывать свой контент, показывать эксклюзивный контент, который не демонстрируется по ТВ и в кинотеатрах, а также лишает нас возможности рекламировать политические партии и объединения, а это, учитывая предвыборную гонку, огромный кусок рекламных бюджетов.
Практически во всем мире аудиовизуальные сервисы создают телеком–операторы, предоставляющие пользователям Интернета сотовую связь, а в России этот рынок сформировали несколько независимых игроков, не связанных напрямую с телекомом.
У нас только недавно телеком–операторы стали создавать свои аудиовизуальные сервисы. Возможно, посредством такого законопроекта они хотят расчистить для себя рынок.

А у вас, как представителя кластера при РАЭК, есть ответ на этот закон, какая–то встречная инициатива?

— Мы свой законопроект не готовим. Мы считаем, что нет смысла регулировать отрасль. Она сама по себе развивается, и ей надо помогать в этом.
Но при этом мы будем рассматривать этот законопроект в кластере и обсуждать его в РАЭК, прикладывать усилия, чтобы документ не был принят в его нынешнем виде. Иначе он может просто убить существующий рынок онлайн–кинотеатров.

О компании

Tvzavr
> Международный онлайн–кинотеатр легального контента. Сервис запущен в 2010 году.
> Месячная аудитория Tvzavr составляет более 20 млн уникальных пользователей. Tvzavr доступен на платформах Web, mobile, Smart TV, приставки.
> Выручка Tvzavr по итогам 2015 года составляет 180 млн рублей.


Биография

Марина" Сурыгина

> Окончила в 2000 году Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". С 2001 года работала в компании "Активное видео", в 2009–м вместе с группой коллег основала онлайн–кинотеатр Tvzavr.ru.
> С сентября 2015 года также является председателем кластера РАЭК / "Цифровой контент", одна из основных задач которого — популяризация легального контента в Рунете.