Гранитные камни преткновения

Автор фото: Архив "ДП"

Компания "Дормет" завершила переукладку бортового камня на ул. Репина в соответствии с измененным в ноябре 2015 года проектом. Но и после переделки претензии к выполненным работам со стороны инициативной группы горожан не утихли. В бизнес–среде создается мнение, что в преддверии сентябрьских выборов число скандалов, в том числе в сфере градостроения, будет только расти.

Улица Репина на Васильевском острове считается самой узкой улицей Петербурга. Ее ширина всего 5,6 м, но, несмотря на это, там присутствует и проезжая часть, и тротуары, а ее длина — всего 790 м. Улица возникла еще в 1720–х годах и является исторически значимым объектом. А ее вид формируется в том числе за счет мощения из натурального камня — диабаза и имеет рисунок, напоминающий лист папоротника. Правда, само мощение, говорят эксперты, нельзя назвать историческим, то есть охраняемым КГИОП, — оно выполнено после войны, в 50–х годах XX века. Но за прошедшие годы часть ее "сменилась" асфальтом, часть просела, люки вылезли вверх — в некоторых местах до полуметра. С момента постройки многие дома просели, нарушились дренажные системы. В 2015 году улица попала в план по ремонту дорог, который должен был при сохранении облика улучшить ее состояние.

Осенний марафон

Был объявлен конкурс на ремонт ул. Репина, результаты которого были утверждены 17 сентября 2015 года. А 5 октября 2015 года был заключен государственный контракт с ООО "Дормет". Эта компания, созданная в 2010 году, известна в том числе своими работами по мощению тротуаров и улиц — с момента создания объем работ по мощению искусственным и гранитным камнем составил более 400 тыс. м2. В числе последних проектов — улицы, примыкающие к Лубянской площади (41 тыс. м2)  в Москве, а также тротуары на ул. Рубинштейна, Загородном пр., ул. Правды и Б. Московской, Кузнечном пер. (12 тыс. м2) в Петербурге.
Сумма контракта по ул. Репина, согласно изначальному договору, составила 45 млн рублей, но в итоге стоимость работ была сокращена на 3,8 млн рублей — до 41,3 млн. Отметим, что улица ремонтировалась от Среднего пр. до дома № 23, второй участок — до Румянцевой пл. — должен ремонтироваться отдельно.
Как сообщили в ООО "Дормет", работы шли с 10 октября 2015 года, должны были по плану закончиться 30 ноября и в целом были завершены.

А был ли камень

Неожиданно для подрядчика ул. Репина привлекла внимание жителей и градозащитников. Инициативную группу горожан, поддержанную депутатом Законодательного собрания СПб Алексеем Ковалевым, волновали соответствие используемых материалов историческому покрытию, сохранение рисунка брусчатки и обработки камня по типу "бучарда", гидроизоляция фундаментов жилых домов и водоотведение. Так, жителей волновало, что бортовой камень (отделяющий тротуар от брусчатки на проезжей части) был заменен на современный гранитный. Также жители утверждали, что тротуары в результате ремонта увеличили на полметра. По факту ширина проезжей части так и осталась 3,9 м. Что касается старой брусчатки, то при реконструкции пришлось использовать новый камень, в первую очередь потому, что 19% от общего объема камня было утрачено. А бортовой камень был заменен на современный гранит согласно изначальному проектному заданию.
Отметим, что Алексей Ковалев занимается вопросами защиты памятников давно, с 1986 года, и является профессионалом в этой сфере, так что у подрядчика вызвало удивление, что брусчатка середины XX века вдруг стала для него исторической. Для ул. Репина, уверены в компании, важна сохранность исторических фасадов, подвалов домов, внутридворовых территорий, что входит в компетенцию муниципальных образований, а также может быть предметом интереса депутата Законодательного собрания.

Хроника событий

Тем не менее во время инспекции комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и Дирекцией транспортного строительства 17 ноября нарушений в ходе работ выявлено не было. 23 ноября на ул. Репина приехал вице–губернатор Игорь Албин, который обнаружил ряд недостатков в мощении и гидроизоляции. А на совещании 30 ноября было принято решение, что нужно вернуть бортовой камень–"буханку" на место.
В "Дормете" отмечают, что до ноября 2015 года установка камней–"буханок" не была предусмотрена проектом. Камень был извлечен, сосчитан, упакован и передан эксплуатирующей организации. Со времени выемки до 15 апреля, начала производства работ по новому проекту, данный камень находился в ГУДП "Центр" на хранении в полном объеме согласно акту. Работы по возвращению камня на место были выполнены за счет компании, рассказывают в ООО "Дормет".
"Мы выполняли ремонт ул. Репина так, как это было предусмотрено контрактом, — комментирует генеральный директор ООО "Дормет" Мушег Малхасян, — также мы переделали часть работ и считаем все условия с нашей стороны выполненными".
На вопрос о возможном участии компании в ремонте второй части улицы он от комментариев отказался.

Продолжение истории

Однако, несмотря на то что компания выполнила работы по переделке бортового камня, претензии продолжают поступать. Так, 22 апреля в компанию поступило письмо от инициативной группы, где "Дормету" предлагается прислать представителей на встречу с жителями. "Цель встречи — обсуждение в доброжелательной форме хода действий по устранению допущенных нарушений, а также возможное достижение договоренностей, которые могут устроить обе стороны", — говорится в письме.
В замечаниях от 26 апреля 2016 года граждан по–прежнему интересует объем замененного камня, целостность ливневой канализации, вопросы по гидроизоляции, а также устранение замечаний. В компании отвечают, что гидроизоляция выполнена, новых камней — 19%, а у ГУП "Водоканал" претензий по ливневой канализации нет и т. п.
Отметим, что контракт с ООО "Дормет" был расторгнут городом 19 апреля, и формально сейчас компания не является подрядчиком по этому проекту. Однако она, в соответствии с контрактом, готова отвечать за выполненные ранее работы. Тем более что большую часть жителей ремонт вполне устраивает, ни в каких митингах они не участвуют — ни за, ни против. "Для большинства жителей ул. Репина она впервые за последние 25 лет приобрела облик, достойный центра Петербурга, а не проселочной дороги с ямами и колдобинами, — говорит Мушег Малхасян, — по отремонтированной части можно гулять и детям, и пожилым людям, безбоязненно ездить на автомашинах".

Напряженная атмосфера

Отметим, что в последнее время градозащитная тема стала особенно острой. В апреле Кировский районный суд арестовал депутата Законодательного собрания Петербурга Вячеслава Нотяга по подозрению в получении взятки в особо крупном размере от гендиректора компании "Воин–В" Олега Глущенко. Затем было озвучено, что под внимание правоохранительных органов могут попасть и другие депутаты, в том числе активно участвующие в градозащитном движении.
Весь этот процесс совпал с началом кампании к выборам, которые состоятся в сентябре. И у бизнеса возникают опасения, что в ближайшие полгода город будет ареной борьбы за избирателей, в том числе в градозащитной сфере. А в итоге будет больше слов, чем решения реальных проблем вроде ремонта второй половины ул. Репина.