Когда страдающие целиакией петербуржцы смогут полноценно себя чувствовать в магазинах

Директор интернет–магазина Helptomama - о том, когда страдающие целиакией петербуржцы смогут полноценно чувствовать себя в магазинах и кафе.

Хлеб за 200 рублей, мука за 300. Это выписка из магазинного чека петербуржца, болеющего целиакией — непереносимостью злаковых белков. Продукты без глютена стоят в 3–5 раз дороже обычных. Если взрослый человек еще может совсем перестать покупать хлеб, печенье, полуфабрикаты, то ребенку сложно отказаться от еды с общего стола. В среднем месячная закупка только безглютеновых продуктов для ребенка обходится родителю в 3 тыс. рублей.
Сейчас в Петербурге официально зарегистрировано 4 тыс. человек с аллергией на злаковую клейковину (по данным общества "Эмилия"). Целиакия отлично шифруется, выдавая себя за диабет, нарушение обмена веществ и другие более распространенные заболевания. Современная диагностика частично решает эту проблему: раньше непереносимость глютена считалась редкой, теперь ее ставят каждому сотому. По предварительным прогнозам, цифра в ближайшем будущем увеличится до 30 тыс. как минимум.
Эти люди неуверенно чувствуют себя в магазине, выискивая на этикетках знак перечеркнутого колоса. Свежеиспеченная булочка с прилавка — недоступная роскошь. Пожизненная безглютеновая диета — это единственный способ избежать проблем с желудочно–кишечным трактом. Если в семье есть здоровый ребенок и больной ребенок, то совместный обед для мамы превращается в испытание. Для приготовления обычных и безглютеновых оладушек потребуется не только разная мучная смесь, но еще и две разные сковородки, лопаточки, тарелки. И их ни в коем случае нельзя перепутать! Последствия могут быть непоправимыми.
В связи со спросом на особые товары растет и предложение. Поставщики расширяют ассортимент, продукты западных брендов на полках подвигаются для российских, более вкусных по цене аналогов. Однако пока массовая доля нашего продукта невелика. И чаще встретишь Bezgluten и Dr.Schar, чем "Гарнец", "МакМастер" или Di&Di. Патовая ситуация сложилась в августе 2014 года: эмбарго ударило не только по деликатесам, но и по спецпитанию. Родители запаниковали: чем кормить больных детей, и даже написали обращение президенту. Сейчас на таможне товар со знаком glutenfree пропускают. В основном его везут из Италии и Польши.
Российские производители не торопятся заявлять об отсутствии глютена в составе. Стопроцентные гарантии могут дать лишь те, кто соблюдает строгие нормы при производстве. В продукты не должна попасть даже пыльца глютеносодержащих злаков. В Европе вопрос с больными целиакией решен давно. Например, жители Финляндии полноценно чувствуют себя не только в продовольственных магазинах, но и в местах общепита. Каждое кафе предлагает безглютеновое меню. В России на такой уровень пока не вышли. Гарантий не дают повара ни в школе, ни в детском саду.
Но первый шаг навстречу изменениям уже сделан — с 23 марта правительство внесло эту группу питания в список для продажи по картам "Детская" и "Дошкольная". Наценка по соцкартам значительно ниже, не превышает 12%. Магазин на них почти не зарабатывает. Но, с другой стороны, приток покупателей увеличивается. А задача ретейлера — не только быстро заработать, но и удержать клиента и мотивировать его к покупке других товаров.