Медленные летние столики

В прошлом году сотни летних веранд оказались нелегальными из–за изменений законов. Теперь правила появились, но рестораторы не успевают оформить документы. По оценке бизнеса, город теряет в итоге около 1 млрд рублей.

Вкомитете имущественных отношений (КИО) сообщают, что сейчас в городе действует более 350 договоров на летние кафе, при этом с осени 2015 года было заключено 120 договоров, еще 20 заявок на рассмотрении. Новых участков под такие кафе в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в этом году вошло только 13. В летний сезон в Петербурге на земле, принадлежащей городу, работают около 900 кафе, на частной — еще несколько сотен.

Появился порядок

В прошлом году договор аренды для летних кафе, как и всей нестационарной торговли, из–за поправок в Земельный кодекс сменил договор размещения. Затем оказалось, что для летних кафе необходим аукцион — и немалая часть городских веранд оказалась вне закона. Среди нарушителей оказались известные компании: "Чайникофф", "Марчеллис", "Евразия", Tse Fung группы "Форум". В середине лета в городе прошел митинг малого бизнеса в защиту летних кафе. На пл. Ленина предприниматели установили импровизированное летнее кафе с цветами, столиками и плакатами "КИО! Верни летние столики!".
Предприниматели тогда говорили о переходном периоде и рассчитывали "достоять до осени", заплатив несколько штрафов, а затем, через год, когда новая система приживется, согласовать террасу по закону. Осенью прошлого года аукционы для таких объектов действительно стали необязательными, но согласования все равно идут медленно. Бизнес до сих пор считает, что процедура согласований сильно бюрократизирована и мало шансов успеть получить разрешения вовремя.
Однако перемены к лучшему по сравнению с прошлым годом есть. "Я думаю, в этом году большинство предпринимателей все–таки будут работать в рамках правового поля: главная проблема прошлого года — отсутствие порядка получения документов — решена постановлением 15–р о торгах", — считает исполнительный директор Союза малых предпринимателей Петербурга Владимир Меньшиков.
Гендиректор ООО "Булла" (кофейня The Coffee and Breakfast) Александр Лейбов в прошлом году заключил договор размещения террасы на 5 лет. Он рассказывает, что главное — в срок подать сразу полный пакет документов. "Сложность в том, что чиновники не говорят, какие документы приносить, в итоге каждую неделю бегаешь к ним, а они говорят, мол, а еще вы забыли то–то и то–то", — делится опытом предприниматель.

Готовь столики зимой

Почти все участки в историческом центре Петербурга — госсобственность. Для того чтобы открыть там летнее кафе, нужно подать заявку о его включении в схему размещения НТО. На согласование уходит 3 месяца. Если заявку отклонят, то законно столики на улицу уже не вынести. Если заявку одобрили — нужно заключить договор с КИО (это также займет около 3 месяцев), согласовать проект в КГА (это нужно сделать, даже если кафе работает на участке в частной собственности), потом открыть ордер ГАТИ.
Мадина Кажимова, совладелица ресторанов Wong Kar Wine и Port, рассказывает, что очень важно начать согласования заранее: начинающие рестораторы обычно не представляют, сколько на это уходит времени. "Мы, например, начали собирать документы для террасы возле ресторана Port в декабре прошлого года, — говорит она. — По сути, через месяц терраса уже должна начать работать, но мы пока только на стадии согласования заявки в схему размещения: даже еще не дошли до КИО".
По расчету Григория Соломинского, cопредседателя Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга, если бы все поступившие заявки на террасы город одобрил, они бы заплатили в бюджет за аренду 300 млн рублей. Если учесть налоги на прибыль и налоги с дополнительных рабочих мест, выйдет около 1 млрд рублей за сезон.
По средней оценке участников рынка, самим рестораторам веранды помогают увеличить выручку примерно на 4–5 млрд рублей за сезон. Рентабельность летнего кафе составляет около 35–50% при среднем счете около 500 рублей, притом что открытие такой пристройки увеличивает оборот заведения от 30 до 100%. Все эти показатели варьируются в зависимости от расположения — например, если заведение работает в "прогулочной" зоне с широким тротуаром, без веранды ему сезон не пережить.
Многие не успевшие согласовать террасу рестораторы признаются, что собираются рискнуть, как и в прошлом году, и открыть веранды, а в случае проверки заплатить штраф. В прошлом году Центр повышения эффективности использования госимущества снес за лето около 150 террас нарушителей.
В двух кафе нам просто не разрешили организовать летние веранды, из–за того что на участках перед ними находятся инженерные сети. Третья наша заявка была более удачной — удалось попасть в схему размещения. Но договор аренды заключить так и не смогли — не договорились. Система очень сложная, например, выиграть аукцион, мне кажется, никаких шансов нет. В итоге ни одной летней веранды у нас так и не было, и, конечно, из–за этого мы теряем в выручке. Такого, чтобы посетители уходили из–за отсутствия террасы, не было, но часто зал бывает переполнен, люди сидят даже просто на лавочках возле входа.
Лиза Симонова
совладелица ресторанов "Лев и птичка", "Хачапури и вино"