Продажи автомобилей в Петербурге понемногу восстанавливаются. Покупателей становится больше, но кризис меняет их поведение: все чаще они отказываются от автокредитов из-за высоких ставок и копят на машины самостоятельно.
Продажи автомобилей в Петербурге замедлили падение: в феврале рынок сократился только на 5%, тогда как в прошлом году скорость падения продаж машин в городе по итогам одного месяца составляла как минимум 19%, подсчитали в агентстве "Auto-Dealer-СПб".
В январе петербургские дилеры продали 6567 новых автомобилей, а в феврале уже 9117. Аналитики объясняют замедление падения продаж тем, что пять лидирующих брендов в топ-10, которые и создают основной объем рынка, показали рост. Продажи Hyundai, который на данный момент является лидером, выросли в январе-феврале год к году на 13%, Lada — на 20%, Ford — на 133%, Mercedes-Benz — на 5%, а Toyota — на 15%.
Доля Петербурга в общем объеме продаж новых автомобилей в России в январе-феврале 2016 года превысила стратегическую отметку в 8% и составила 8,1% (в январе 2016 года — 7,9%, в январе-феврале 2015 года — 7,3%). "Февраль можно признать относительно позитивным для петербургских автодилеров, динамика продаж новых машин в городе заметно лучше, чем в целом по России", — отмечает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
Тем временем по всей стране растет количество потенциальных покупателей. Доля россиян, которые в ближайшие 3 года планируют купить автомобиль, выросла за год с 14% до 23%, достигнув максимального числа за последние 5 лет, свидетельствуют данные всероссийского опроса, проведенного НАФИ в марте 2016 года. Интерес к покупке автомобилей растет, несмотря на кризис, по целому ряду причин.
"Для одних россиян — это средство вложения ранее накопленных денег, другие решаются на покупку, замечая планомерный рост цен на авто, третьи покупают автомобиль как средство заработка, лишившись работы или столкнувшись с сокращением дохода. Кроме того, для рынка в целом характерно снижение средней продолжительности пользования автомобилем, а возросший интерес к покупке — следствие накопившегося за пару лет кризиса нереализованного спроса", — говорит директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Однако кризис заметно влияет на поведение покупателей: растет доля тех, кто рассчитывает купить машину не в кредит, а за свои собственные средства. По данным НАФИ, этот показатель вырос с 27% в 2014 году до 73% в 2016-м.
Источник: данные НАФИ
Источник: данные НАФИ
Среди тех, кто планирует покупку за счет имеющихся средств, 34% уже располагают нужной суммой, а 49% собираются ее накопить. В свою очередь, возможность взять кредит на покупку авто россияне рассматривают все реже (за прошедший год наблюдается падение вдвое — с 25% до 13%). Главной причиной отказа от кредита в пользу копилки стали высокие ставки и большая сумма переплаты: год назад эту причину называли только 22%, а сейчас уже 49% тех, кто отказывается от автокредита.
Источник: данные НАФИ. Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Несмотря на желание многих россиян не обременять себя еще одним кредитом в кризис, автокредитование понемногу восстанавливается. В феврале этот сегмент показал самый значительный рост на фоне других розничных сегментов по сравнению с прошлым годом, но это объясняется тем, что в 2015 году автокредитование сильнее всего пострадало от кризиса (количество выданных автокредитов по итогам прошлого года упало на 41% из-за падения продаж и высоких ставок).
По данным
Объединенного кредитного бюро
, количество выданных автокредитов в России выросло на 87%, а объемы увеличились на 102%. В феврале этого года было выдано 16 тыс. автокредитов на сумму 11,5 млрд рублей, в 2015 году — 8,6 тыс. на 5,7 млрд. рублей. При этом средний размер выданного автокредита вырос с 664 тыс. рублей до 715 тыс. рублей: автомобили подорожали.
Сотрудники банков отмечают рост продаж автокредитов по сравнению с прошлым годом, но радоваться не спешат. "Восстановление рынка автокредитов нельзя назвать быстрым, но тем не менее "ВТБ 24" выдал за первые 2 месяца кредитов в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. При этом уже четко сформировалась тенденция, в рамках которой клиент пересаживается на более низкий класс автомобилей либо покупает б/у автомобиль. Соответственно, на рынке есть определенная нехватка программ на б/у сегмент с более низкими процентными ставками. Ставки с процентом более 20% годовых клиентам на данный момент неинтересны", — комментирует начальник центра автокредитования "ВТБ 24" в Петербурге Даниил Макаршин.
"Сегодня клиент более подробно анализирует свои затраты и поэтому при расчете кредита обращает внимание на переплату. Ввиду того что госпрограмма действительно популярна из-за своих ставок, можно сделать вывод, что клиентам будут интересны ставки не более 10-13% годовых. В связи с ростом цен на автомобили думаем, что доля кредитных продаж будет держаться в среднем на уровне 35-40%", — добавляет он.
"Объем выдач за I квартал 2016 года вырос более чем в 3 раза по сравнению с I кварталом 2015 года. Программа льготного кредитования помогла незначительно. В основном кредиты выдаются по стандартным программам, средняя сумма кредита — около 1,2 млн рублей. Падение продаж на рынке Петербурга остановилось, но восстановления пока не ожидается. В условиях снижения реальных доходов населения, роста цен на автомобили, довольно высоких процентных ставок все больше людей откладывает покупку автомобиля до лучших времен — восстановление в ближайшее время до уровня 2014 года вряд ли возможно. Для того чтобы покупатели предпочитали кредитование накоплению, ставки должны быть на уровне 12-14% для новых автомобилей", — говорит начальник отдела по работе с партнерами БФА Банка Илья Курдюмов.
"Продажи автокредитов в петербургском филиале в штуках выросли в 3 раза, цифра в объемах выше, это обусловлено ростом среднего размера выданного кредита, показатель увеличился на 12% по отношению к 2015 году. Безусловно, программа льготного автокредитования помогла увеличить объемы кредитования, в продажах новых автомобилей госпрограмма занимает треть объема", — комментирует директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. Восстановление показателей 2014 года на рынке автокредитов будет возможно только после полного восстановления спроса на автомобильном рынке и при его росте продаж, добавляет Андрей Ермаков. "Уже сейчас проникновение продаж в кредит достигает докризисных показателей у автодилеров", — отметил он.