Гвоздем социального форума "Единой России" в Петербурге стало объявление Дмитрием Медведевым о резком повышении МРОТ с лета - до 7,5 тысяч рублей. Вал предложений по улучшению жизни людей премьер-министр встретил с мрачным лицом. Но все-таки кое-что пообещал, ведь на выборах без социальной программы не обойтись.
Как сказал премьер-министр и лидер "Единой России" Дмитрий Медведев в финальной речи социального форума партии, на будущих выборах победит тот, кто предложит лучшую социальную программу. Поспорить с этим трудно - как не заигрывай с предпринимателями, а пока главным избирателем в России остаются пенсионеры и бюджетники, ключ к победе именно на выборах продолжает лежать именно в социальной сфере.
Форум и был этапом в выработке программы "ЕР" на предстоящих в сентябре выборах. На протяжении нескольких месяцев до этого представители власти намекали на то, что социальные льготы придется сокращать, называя это "переходом к адресному принципу". Но в "Экспофоруме" об этом почти не говорили. Все-таки в предвыборную программу такие вещи включать незачем.
Заодно форум послужил смотром для кандидатов на партийных праймериз - тех из них, кто уже сдал заявления, ведь прием еще не закончен. Заседания секций более чем наполовину состояли из выступлений с мест и предложений "из народа" разной степени толковости. Кандидаты имели возможность показать себя, но известных имен среди них не было. Видимо, потенциальные фавориты праймериз решили набирать очки другими способами. Например, депутаты Законодательного собрания Петербурга проигнорировали форум, за исключением промчавшегося вихрем (но успевшего выступить перед камерами) спикера Вячеслава Макарова. Георгий Полтавченко вовсе не стал выходить к прессе.
Темами для обсуждения на утренних секциях были: достойный труд, семейная политика и старшее поколение. То есть зарплаты, пенсии и помощь семьям с иждивенцами. Предлагалось многое. Вернуть страхование от безработицы и проиндексировать, наконец, пособие, которое не поднималось с 2009 года и, по словам секретаря ФНПР Олега Соколова, хватающее уволенному на две недели. За это время он должен либо найти работу, либо перестать жить, констатировал профсоюзный деятель. Матерям с детьми до трех лет активно советовали заняться предпринимательством - государство, доказывали ораторы, готово всячески помогать. Это и безработицу снизит, и экономическую активность людей повысит. Конечно, упоминали проблему дорогих кредитов, только из-за которых некоторые предприниматели платят "серые" зарплаты (и они признавались в этом), а также нехватки детских садов и школ и доступного жилья. Одна из выдвинутых инициатив предполагала создание в регионах временного арендного фонда для переезжающих. А другая - погашение государством ипотеки за новорожденных: 20% за второго ребенка, 30% за третьего и так далее.
Часто поминали рост количества бедных, которых в России в 2015 году стало примерно на 3 млн человек больше. Как выяснялось из выступлений разных спикеров, эти 3 млн во-первых безработные, а во-вторых семьи с детьми. И с ними надо что-то делать.
Были и курьезы от наиболее вдохновленных. Адвокат Татьяна Прохорова, к примеру, долго и настойчиво жаловалась на то, что сейчас девушкам стало очень трудно найти себе женихов, хотя замуж они очень хотят. Показалось, что сейчас прозвучит предложение создать госкомпанию "Россзнакомство" или на худой конец единый федеральный реестр холостяков, но нет - всего лишь обложить холостяков налогом. И не могло обойтись без студентов, просящих о возвращении старой доброй системы распределения после вузов. Конечно, ведь попросившая об этом студентка училась в Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ - и наверняка рассчитывала, что ее-то в случае чего распределят куда-нибудь поближе к президенту.
Как и следовало ожидать, участники дискуссий проявляли умеренный оптимизм с хорошо дозированной тревогой по поводу будущего. Отмечая достижения, например, сокращение количества детей-сирот или утроение суммы налогового вычета на детей, или низкий уровень безработицы, они оговаривались: мол, проблемы тем не менее есть и не все они решены. А в сложных нынешних условиях еще надо сильно постараться, чтобы их решить. А то вот безработица-то, по цифрам, низкая, но количество вакансий сокращается, и качество их снижается. Сложные условия упоминались вскользь и в максимально мягких формулировках. Места для политических диспутов здесь не было. Один из кандидатов на праймериз, впрочем, попытался было заикнуться о "предвоенном состоянии" и "гибридных войнах", но его быстро согнали с трибуны. Надо полагать, о выдвижении ему предстоит перестать мечтать.
Все, о чем говорили в обсуждениях, предъявили премьер-министру Дмитрию Медведеву на итоговом заседании: и ипотеку, и индексацию МРОТ, и все остальное. Надо сказать, что глава правительства слушал все это, делая пометки в блокноте, с чрезвычайно мрачным видом. С таким лицом глава не очень благополучного многодетного семейства мог бы выслушивать настойчивые просьбы домочадцев о новых неотложных расходах. Впрочем, в каком-то смысле так оно и есть.
Подойдя к трибуне, Дмитрий Медведев приободрился и рассказал, что у политической партии вообще может быть только одна цель - нормальная жизнь страны и людей. Поэтому нужно дать четкие ответы на такие вопросы как "хватит ли денег до зарплаты", "что делать, если вырастет плата за детский сад" и тому подобное. А то экономика постепенно адаптируется к непростой ситуации, а людям к снижению доходов адаптироваться сложнее всего. И быстро решить эти проблемы, к сожалению, не удастся. Например, вернуться к индексации пенсий в полном объеме можно попробовать с 2017 года - не то, чтобы премьер это пообещал, но сказал, что для этого нужно всем вместе работать. Зато будут строить школы, и с льготами на ипотеку тоже что-нибудь постараются придумать. Еще он согласился с тем, что рождение детей не должно увеличивать зависимость семей от государства. Другими словами - демография демографией, но если так пойдет, то никаких денег не хватит, и лучше родителям как-нибудь помочь с возможностями работать.
Гвоздем речи премьера было объявление о повышении МРОТ с 1 июля до 7,5 тысяч рублей, то есть сразу на 21%. В идеале, пояснил он, МРОТ нужно довести до величины прожиточного минимума. Двигаться к цели тут можно с двух сторон - например, в третьем и четвертом кварталах прошлого года правительство снижало размер прожиточного минимума, сейчас он составляет 9452 рубля. И если инфляция и дальше будет снижаться, то минимум можно будет снизить еще.
Министр труда
Максим Топилин быстро пояснил, что на анонсированное Дмитрием Медведевым повышение понадобится 6 млрд рублей из бюджета. Идею повышения МРОТ в минтруда готовили раньше, но столь значительной цифры не называлось. Возражало министерство финансов, по мнению которого, резкое повышение темпами выше инфляции приведет к сокращениям, в том числе в бюджетной сфере, а также к росту нагрузки на малый бизнес: ИП, крестьян и других уязвимых категорий. Но на то, какие последствия второе за год повышение МРОТ вызовет для работодателей, уж конечно, не на социальном форуме будут говорить.