Виталий Алексеев va@dp.ru Все статьи автора
1 марта 2016, 11:20 3742

Российские сотовые операторы объединились для борьбы с WhatsApp и Telegram за аудиторию

Фото: Сергей Вдовин

У российских сотовых операторов все больше общего: в 2015 году начали объединять инфраструктуру, а теперь готовят платформу для стыковки мессенджеров, чтобы замедлить отток аудитории в WhatsApp, Viber и Telegram.

Операторы "большой четверки" — МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" ("Билайн") и "Т2 РТК Холдинг" (Tele2) объединились в альянс, чтобы стандартизировать и сделать совместимой работу IP–интерфейсов интернет–сервисов, в первую очередь — мессенджеров. Об этом на днях заявил вице–президент по маркетингу МТС Василь Лацанич.

Вице-президент Apple обвинил Telegram в неуязвимости

Вице-президент Apple обвинил Telegram в неуязвимости

485

Участники альянса рассчитывают, что в ближайшее время в России будет разработан единый профиль для абонентских устройств, который мог бы поддерживать сервисы различных операторов связи.

Это позволит пользователям различных мессенджеров, в первую очередь собственных операторских, взаимодействовать между собой, а операторам — замедлить отток аудитории в популярные онлайн–мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram и т. п.).

Спасательный круг

Альянс был создан в ноябре 2015 года по инициативе крупных российских операторов. В рамках устного соглашения была организована рабочая группа All IP Interconnect Russia под эгидой международной ассоциации GSMA, объединяющей мобильных операторов по всему миру. Подразумевается, что итогом работы этой группы станет полномасштабный коммерческий запуск таких услуг. При этом "большая четверка" не регистрировала отдельную компанию, подчеркнув, что к альянсу может присоединиться любой желающий.

В феврале представители Минкомсвязи выразили готовность поддержать внедрение all–IP–сервисов, там собираются сделать все необходимые предложения уже в I квартале 2016 года. В МТС отметили, что сейчас с Минкомсвязи идут переговоры, по итогам которых станут известны конкретные сроки появления общего стандарта мессенджеров в сетях операторов. Представитель оператора также подчеркнул, что МТС не выступают за лицензирование онлайн–мессенджеров, но приветствуют возможность государства контролировать эти услуги, чтобы все оказались в более или менее одной среде.

В " МегаФоне " подтвердили участие в альянсе, отметив, что новый стандарт позволит абонентам получить весь спектр услуг не только в сети оператора, но и при общении с клиентами конкурентов. "ВымпелКом" подтвердил участие, упомянув о развитии собственного сервиса. Ранее оператор собирался сам развивать партнерство с популярными мессенджерами. В Tele2 сообщили, что компания не планировала запуск своего мессенджера из–за отсутствия единых протоколов, но теперь приветствует такую идею.

В 2009 году "большая тройка" операторов уже пыталась создать операторский онлайн–мессенджер. Услуга "Чат" позволяла ее абонентам обмениваться мгновенными сообщениями. На пике популярности в трех сотовых сетях "Чатом" пользовались не более 100 тыс. человек. В конце 2013 — начале 2014 года операторы поочередно прекратили подключение абонентов к этому сервису. В 2014 году крупнейшие сотовики продолжили самостоятельно осваивать рынок мессенджеров. Однако ни одно их приложение не смогло заинтересовать даже 5% собственных пользователей. В конце 2015 года МТС запустили свой мессенджер MTS Connect.

WhatsApp стал доступен на домашних компьютерах

WhatsApp стал доступен на домашних компьютерах

345
ДП

За двумя зайцами

Если правила регулирования не изменятся, вряд ли операторские мессенджеры смогут на равных конкурировать с наиболее популярными мессенджерами, отмечают в J’son & Partners. Операторы пытаются убить двух зайцев, которые бегут в разные стороны: стимулировать потребление своих традиционных услуг и при этом предложить альтернативу классическим мессенджерам, число пользователей которых в мире исчисляется сотнями миллионов.

Каждый из операторов, скорее всего, будет развивать собственный продукт, попутно добиваясь создания межоператорского сервиса. "Не исключено, что в итоге "четверка" представит общий мессенджер с локальными тарифами операторов, в таком случае для продвижения на рынке им останется заручиться поддержкой ФАС, и я не думаю, что антимонопольная служба будет против", — прогнозирует глава "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.

Для того чтобы завоевать аудиторию, операторам придется придумать нечто экстраординарное, считает глава Comnews Research Леонид Коник: необходима новая идея, как, например, безопасность в Telegram.

Теоретически помочь российским операторам в битве с онлайн–мессенджерами может государство, законодательно ограничив работу зарубежных интернет–компаний в России. Так, после блокировки WhatsApp властями Бразилии 1,5 млн жителей страны пополнили ряды пользователей Telegram.

Новость о создании альянса уже стала обсуждаться в свете политики: не проще ли будет контролировать одну платформу. Глава ComNews уверен: экономических причин для изменений столько, что искать политику за всем этим не стоит.

У российских сотовых операторов все больше общего. В конце 2014 года стало известно, что МТС и "ВымпелКом" будут совместно развивать и эксплуатировать сети LTE (4G) в России. Еще через год они решили объединять частотные ресурсы в 20 регионах (появилась законодательная возможность). В начале 2016 года уже "ВымпелКом" и "МегаФон" договорились о совместном строительстве LTE–сетей в 10 регионах. Чем больше у операторов общего, тем яснее встает вопрос: чем они различаются, чем будут конкурировать? Впрочем, ряд экспертов отрасли уже давно говорят о том, что конкуренция сводится к маркетинговой.

Люди уже привыкли пользоваться разными мессенджерами, таких приложений огромное множество. Ни запреты, ни появление новых продуктов ситуацию принципиально не изменят. Стандартизация в сетях удобна для государства, она упростит контроль и регулирование. Операторы могут сделать местные клоны WhatsApp и Viber и активно их продвигать. Если у них получится что–то удобное и условно бесплатное, то аудитория потянется сама. Сейчас у пользователей на смартфонах стоит два–три мессенджера, в этом случае просто появится четвертый операторский.
Арсений Христоферзен
коммерческий директор SimTravel
Конкурировать с WhatsApp, Viber, Telegram уже поздно. Операторам гораздо проще будет пойти по пути открытия доступа к понятному и доступному API, интерфейсу программирования приложений. В таком случае сторонние разработчики смогут создавать новые приложения на площадке оператора. Сейчас же это делать достаточно сложно, поскольку программисты, разрабатывающие приложения–мессенджеры, с низкой долей вероятности захотят разбираться в сложной системе телекоммуникационных технологий и протоколов.
Алексей Волынкин
директор по развитию бизнеса "Петер–Сервис"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама