Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее" режиссера Артема Аксёненко.
Продолжение спортивной драмы "Чемпионы" (2014) состоит из трех новел, посвященных историям российских спортсменов — олимпийских чемпионов: борца Александра Карелина, гимнастки Светланы Хоркиной и пловца Александра Попова. Если рассказывать о болезнях, которые поразили российское кино в последние 15 лет (бесконфликтность, борьба хорошего с лучшим, директивный патриотизм), то лучше фильма для иллюстрации не найти. "Чемпионы" — квинтэссенция "нового соцреализма" с некоторыми допустимыми послаблениями с учетом времени.
В новелле про пловца Александра Попова, наиболее человечной из всех, есть по крайней мере история любви, но знакомство происходит, естественно, на торжественном приеме в Кремле. Причем история Попова действительно заслуживает отдельного фильма, как, вероятно, и истории других наших спортсменов. Однако рассказ сразу о троих невольно превращается в тавтологию: жизнь любого спортсмена состоит из тренировок, соревнований, побед и поражений — тут уж ничего не поделаешь: в результате нам рассказывают одну историю три раза подряд.
Но дело даже не в этом. А в той совершенно неповторимой атмосфере выхолощенности, дистиллированности и одномерности, какую научились создавать у нас в последние годы. Когда кино приходится делать про ныне здравствующих героев, это, безусловно, накладывает ряд ограничений. Авторы гордятся тем, что рассказали спортивные истории героев максимально близко к реальности, но это вовсе не является критерием для искусства. Как и сверхзадача, которую авторы ставят перед собой: чтобы зрители гордились нашими спортсменами.
Гордиться, безусловно, надо, но это не может быть целью художественного фильма. Это задача для агитатора, а не для режиссера и актеров. Это сразу лишает фильм драматизма, воздуха и убивает любые благие намерения.
Читайте также:
Кино
Рецензия на фильм "Да здравствует Цезарь!"
Темой для такого фильма, вероятно, должен был бы стать характер, точнее характеры, точнее сильные — по определению — характеры. Хотелось бы увидеть становление этих характеров на экране, но нам их представляют уже готовыми, чуть ли не с детства. "Как, как… А вот так", — словно отвечает нам фильм, не объясняя самого главного: почему именно эти герои оказались лучшими, за счет каких своих качеств?..
Герои мужественно переносят лишения и тяготы, все преодолевают молча, их переживания почти не видны постороннему взгляду: кажется, они даже ни разу не плачут. Более-менее характер виден только у Карелина (Сергей Бондарчук-младший), но разговаривает герой почему-то по-книжному: сыплет афоризмами и максимами вроде "борьба — это не только спорт, это часть жизни".
Нам с гордостью сообщают, что со спортсменами согласовывались сценарии, что они консультировали и всячески помогали при съемках. Это, по-видимому, и делает фильм таким сдержанным. И лишает возможности полюбить этих действительно заслуживающих любви героев, сопереживать им. Потому что как можно переживать за человеческий идеал, который к тому же водружен на постамент?.. Идеал можно только аккуратно обходить по периметру, боясь задеть, восхищаясь красотой форм.
Название фильма "Быстрее. Выше. Сильнее" сыграло с авторами злую шутку — получилось как раз наоборот: аккуратнее, тише, сдержаннее.