Грузоотправители не хотят платить за перегруз

Автор фото: Trend/Виктория Ламзина

Вместо 15-20 тыс. рублей  в месяц перевозчики теперь платят за решение проблемы перегруза по 30 тыс. рублей. Причем без гарантии, что в пунктах весового контроля их не оштрафуют. Таковы итоги борьбы с превышением весовых параметров при перевозке грузов. Автомобили по-прежнему ходят с перегрузом в 2-3 раза, так как грузоотправители платить за дополнительные рейсы не готовы.

Изменения законодательства с июля 2015 года ужесточили требования по допустимой нагрузке на ось, увеличили штрафы за их несоблюдение и установили, что за нарушения отвечает не только перевозчик, но и грузоотправитель. Право самостоятельного контроля за соблюдением весовых параметров помимо ГИБДД получил и Ространснадзор.
Участники рынка предрекали двукратное удорожание поставок стройматериалов и в результате рост себестоимости строительства на 15-20%.
Первое время, действительно, сотрудники ГИБДД и Ространснадзора с оборудованием весового контроля стояли не только на привычных трассах, но и на второстепенных дорогах, причем в самых неожиданных местах, говорят перевозчики.
В результате компании были вынуждены загружать автомобили не по 45-50 тонн на шестиосный автопоезд, а по 21 тонне, как положено по нормативу. Иначе им пришлось бы оплачивать ощутимые штрафы — до 250 тыс. рублей на транспортную компанию.
Стоимость доставки выросла, так как вместо одной ходки нужно было делать 2-3. Но заказчики оказались не готовы за это платить, рассказывают перевозчики. Особенно на государственных стройках. "Мы работаем на строительстве автотрассы М11. Подрядчики выиграли здесь конкурс с учетом старых расценок. В стране инфляция, все подорожало, да еще и расценки на перевозку выросли. А подрядчикам финансирование не увеличат. Поэтому как возили с перегрузом, так и возим", — говорит руководитель транспортной компании.
Другой его коллега добавляет: "Тотального контроля на дорогах сейчас нет. Периодически приезжают прокурорские проверки из Москвы. Встают то на одном посту, то на другом. Надзорные органы повысили ставки".
В 1,5-2 раза (до 30 тыс. рублей) выросла стоимость неофициальной месячной "индульгенции" на превышение весовых параметров. Кроме того, если маршрут проходит мимо постов весового контроля, где строгие досмотрщики, то нужно дополнительно платить по 5-7 тыс. рублей за каждый пост, сообщают перевозчики.
Некоторым из них удается заключать контракты с учетом риска, что контроль может резко ужесточиться и придется грузить по полкузова. Но большинству приходится самостоятельно платить за риски.
ГИБДД и Ространснадзор утверждают, что их сотрудники никаких неофициальных платежей от перевозчиков не получают.
Грузоотправители, которые по закону должны делить с перевозчиками ответственность за весовые нарушения, не спешат это делать, говорит глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин: "Большинство отправителей вынуждают перевозчиков грузить больше норматива". По его словам, среди таких отправителей большинство производителей стройматериалов: "Группа ЛСР", ПО "Возрождение", Сланцевский цементный завод, большая часть карьеров в Ленобласти.
Ни одна из перечисленных компаний не прокомментировала ситуацию.
Перевозчики более словоохотливы. Они утверждают: если водитель отказывается везти с перегрузом, ему вообще не заполняют кузов или не выдают накладную на груз, пересылая ее получателю. "На рынке много нелегалов, готовых работать на таких условиях. Мы тоже соглашаемся, чтобы не остаться без работы", — говорят перевозчики. Из-за падения объемов строительства на 30-40% спрос на стройматериалы снизился, и объем грузоперевозок тоже.
Они готовят обращение к властям Петербурга, Ленобласти и в правительство РФ с просьбой усилить контроль за грузоотправителями.