Первый по–настоящему рабочий месяц в году — февраль: после новогодних праздников и зимних отпусков все уже пришли в себя, понемногу втянулись в трудовой процесс, теперь надо взяться за работу по–серьезному. Компании делятся с читателями "ДП" своими методами, как они мобилизуют сотрудников на трудовые подвиги после расслабленного января.
Не секрет, что чем длиннее отпуск или праздники, тем сложнее сотруднику после них возвращаться в рабочий ритм. Поэтому многие работодатели ищут способы как можно быстрее привести работников в рабочее состояние.
Выживший продажник
Как правило, для пробуждения работников компании используют своего рода холодный душ, то есть сразу загружают работой.
"Отличный способ быстро привести коллектив в тонус — организация стратегической мини–сессии в первый же день выхода сотрудников на работу, — делится своим секретом вице–президент по персоналу группы компаний "Техносерв" Татьяна Золотарева. — Мы применяли ее не один раз, и способ дает гарантированно хорошие результаты". Сессия представляет собой мозговой штурм с подведением итогов прошлого года и планами на ближайшее будущее. В результате, говорит Татьяна Золотарева, сотрудники не забывают ключевые детали завершенных проектов и вспоминают те, которые перешли в новый год. Лайт–версия мозгового штурма применяется в компании "Мерк": в январе проводят корпоратив, включая в него элементы планирования. "Кнут" в этой ситуации работает плохо: после понуканий со стороны руководства сотрудники еще больше хотят вернуть безмятежное время отдыха", — поясняет мягкость действий HR–директор компании Ольга Андреева.
В международном центре интернет–торговли Allbiz включают сотрудников поощрениями. "Мы поощряем за экстрадостижения в самом слабом по продажам месяце. Для этого запустили с 11 по 29 января конкурс под названием "Выживший" с соответствующей рекламой с Ди Каприо из одноименного фильма, в котором за сверхвысокие результаты полагается экстрапремия", — рассказывает руководитель дирекции продаж центра Юрий Николаев. Михаил Орлов, руководитель отдела маркетинга компании "Гидроланс", экстрапремию уже второй год заменяет дополнительной неделей отдыха для героев I квартала.
Есть и такие работодатели, кто предлагает сотрудникам сначала сосредоточиться на рутине, а уже затем бросаться на амбразуры. "Я не даю новые задачи. К новым задачам сопротивляемость значительно выше. Но предлагаю продолжить решать обыденные задачи. К примеру, сделать отчет по сделкам в декабре, собрать все данные по учету, упорядочить базы клиентов, привести в порядок рабочий стол", — говорит Алексей Божин, руководитель агентства "ИнтерМонте".
Марина Таран, начальник отдела подбора и адаптации розничного персонала ретейлера "Связной", советует каждому сотруднику, независимо от того, занимает он руководящую должность или нет, составить для себя план "быстрых" задач, к которым надо приступить в день выхода на работу. Одновременно с этим — рабочий план на полугодие или год. Эксперты советуют связать их с собственными целями и планами: так списки дел не останутся ненужными бумажками, а превратятся в инструмент достигатора (того, кто всегда всего достигает).
"Начало года это самое подходящее время, чтобы подвести итоги работы, оценить свою результативность, получить обратную связь от руководителя, поставить новые цели и сформировать план индивидуального развития. Именно в этом периоде у нас традиционно проходят ежегодные форумы по развитию персонала", — соглашается с коллегами Ирина Петрова, директор по работе с персоналом Coca-Cola Hellenic.
Коньки, хомячки, видео
Но есть и более креативные варианты возвращения работников в рабочее состояние. "Чтобы втянуть сотрудников в рабочий режим после долгого отдыха, рисуйте с ними картины, — советует Андрей Черногоров, генеральный директор компании Cognitive Technologies. — Мы в компании делаем именно так — и красками, и карандашами, по методике известного абстракциониста–шестидесятника Элия Белютина. Это помогает решить главную проблему, возникающую после длительного отсутствия в рабочей обстановке, — восстановить когнитивные функции".
Представитель ГАУК "Мосгортур" Яна Фомина рассказывает, что ее коллегам помогают очнуться от долгих выходных игровые методики и специальная 15–минутка по понедельникам, когда каждый сотрудник отчитывается о том, что нового он узнал за прошлую неделю. Это, например, могут быть новые слова или факты — не обязательно по работе. А в компании STEM в январе принято смотреть видеосообщения. "В конце декабря мы записываем каждый для себя видео на первый рабочий день в новом году. Наш дизайнер записал так: "Несмотря на то что сейчас ты горишь в аду, у тебя самая крутая работа в мире! Не теряй ни минуты! Вперед! Только photoshop! Только illustrator! Только HARDCORE!" А креативщик записал такое видео: "Тебе нельзя спать, много есть и бездельничать в новом году! Ведь Канны ждут твоего проекта! Расслабляться будешь после того, как или ты получишь "Каннского льва", или Леонардо Ди Каприо получит "Оскар"!" — рассказывает представитель компании Юлия Шамеева.
А в банке "
Хоум Кредит" раньше других пробудившиеся от праздничной спячки сотрудники (по итогам работы, разумеется) получают "HOMEчков" — внутреннюю валюту банка, которую выдают за выдающиеся результаты работы. Их, по словам директора департамента компенсаций и льгот Елены Кряжевских, можно потратить на товары из внутреннего интернет–магазина.
Психолог и бизнес–тренер Надежда Сафьян считает, что лучше всего сейчас провести переоценку деятельности компании: "Надо определить, куда тратится больше всего энергии сотрудника, выявить повторяющиеся процессы — поглотители энергии и времени, которые являются главными источниками неудовлетворенности в работе. А затем предложить сотрудникам сделать то же самое: прорефлексировать свой рабочий процесс. Это активизирует их самостоятельность". А значит, мобилизует их трудовые ресурсы.
Впрочем, большинство экспертов рынка труда все–таки придерживаются мнения, что правильных сотрудников не приходится вдохновлять. Люди дорожат работой (особенно в нынешние экономически непростые времена) и не ждут развлечений, включаясь в трудовые будни не только самостоятельно, но и как можно быстрее.
Генеральный директор Intelligent Matters Дмитрий Авдосьев напоминает секрет успешного управления персоналом: "Если команда изначально подобрана с умом, то и раскочегаривать ее не нужно".